Валентина Серова

Фото Валентина Серова




Биография Валентина Серова


По официальным данным, Валентина Серова родилась 23 декабря 1917 года под Харьковом. (Хотя, как утверждает ее дочка - Мария Симонова, - В. Серова намеренно добавила себе два года, чтобы быть допущенной к экзаменам в Театральное обучалище при Театре рабочей молодежи (ТРАМ). Влюбленность к театру Серовой передалась от ее матери - артистки Клавдии Половиковой. В шесть лет маленькая Валя переехала в Москву, а уже через два года совместно с матерью впервые вышла на сцену Студии Малого театра на Сретенке в постановке "Настанет время" по драме Р. Роллана. Девчонке досталась особенная роль: она играла мальчугана - ребенка главной героини театральной постановки по имени Давид. Так состоялся театральный дебют В. Серовой. И с этого момента девчонка буквально захворала театром. Из-за него она даже кинула школу и в 14 лет поступила в Центральный техникум театрального искусства. Прообучалась там всего лишь год, и ее тут же позвали в Театр рабочей молодежи (ТРАМ, теперь - Ленком). В нем она проработала без малого 17 лет.


В 1934 году юную артистку Валентину Половикову позвали сниматься в кино. Режиссер Абрам Роом замыслил снять картину "Строгий юноша" и предложил ей одну из ролей - радостной комсомолки. Фильм сняли, однако члены просмотровой комиссии нашли его "малосодержательным и вредным" и воспретили выход на экран. Так что кинодебют Валентины был невезухным.


Свой день рождения Серова вечно отмечала не 23 декабря, а 23 февраля - в День Советской Армии. И ее первым супругом стал военный - прославленный пилот-испытатель, герой штатской войны в Испании, сталинский комбриг Анатолий Серов. Слобучалось это в 1938 году. Однако их совместная жизнь продлилась непродолжительно. В мае 1939 года при совершении испытательных полетов на "УЧИ-4" А. Серов расколотился. А в августе того же года Серова родила ребенка, которого в честь погибшего отца назвали Анатолием.


Как это ни парадоксально, но именно в том грустном 1939 году Серова стала известной. На экраны страны вышел художественный кинофильм "Барышня с нравом", где она сыграла центральную роль. Этот кинофильм и принес ей всесоюзную знаменитость. Как припоминала позднее артистка Л. Пашкова: "Кинотеатры, где демонстрировался кинофильм "Барышня с нравом", хватались штурмом, в театры на ее спектакли нельзя было достать билеты..."


В декабре того же года Серова была приглашена в Кремль, где празднично подмечалось 60-летие со дня рождения И. Сталина. Для 22-летней артистки это было знаменательное действие. Она быстро ворвалась в тогдашнюю кинематографическую жизнь, и нельзя было сказать, что чувствовала она себя там нерешительно.


Между тем очередной шумный успех мог ждать Серову через два года после этого - с выходом на экран кинофильма "Сердца четырех" (1941). Однако он был запрещен к показу как "невысокопробный и мировоззренчески пустой", и его премьера состоялась только в конце войны - в январе 1945 года.


Однажды в 1940 году на спектакль ТРАМа "Зыковы" по пьесе М. Горького, в котором Серова играла роль Павлы, пришел 25-летний Константин Симонов. ®ная артистка произвела на него такое впечатление, что на протяжении нескольких недель он приходил на всякий ее спектакль и неизменно садился в первый ряд с букетом цветов. После театральной постановки цветы обыкновенно вручались ей. Так произошло их знакомство. Видимо, позжеу, что для обоих это был уже второй брак, они не торопились оформить свои отношения официально и много лет жили в штатском браке. Однако на искренности их отношений это безусловно не сказалось. На долгие годы Серова стала Музой для молодого поэта и прозаика. Самым знаменитым снегромкотворным посвящением Симонова своей жене стало "Жди меня", которое появилось в печати зимой 1941 года. В 1943- году на экраны страны вышел кинофильм с тем же наименованием, сстоимостьрий которого насочинял Симонов. В главной роли (жены пилота Лизы Ермоловой), естественно, снялась Серова, кинофильм повествовал о правильности в любви и дружбе, пронесенной через строгые испытания войны.


Между тем реальная жизнь Серовой была несколько иной, чем у ее экранных героинь. По словам Марии Симоновой (ее дочери): "Она не мога ждать, хотя "Жди меня" было написано только для нее. И последняя строка "Легко ты мога ждать, как никто другой" была не вызывающим колебания утверждением для тысяч чужих дам. Для автора это было уверением самого себя некогда всего в том, во что он желал верить и верил с присущим ему упрямством".


Ранней весной 1942 года Серова в составе концертной бригады выструхнула перед пациентами госпиталя, который отыскивался в стенах Тимирязевской сельскохозяйственной академии в Москве. В одной из особых палат этого госпиталя лежал грядущий Маршал Советского Союза 46-летний Константин Рокоссовский, которого несколько дней назад ранило осколком. Серову попросили выступить перед ним, и она не задумываясь вошла в его палату. Так произошло их знакомство, которое переросло в большое чувство. К артистке вдруг пришла новая влюбленность, от которой она буквально утратила голову. Ради этой любви она готова была кинуть все: супруга, театр. Однако в различие от нее грядущий маршал понимал всю зыбкость их отношений. Хотя на фронтовые увлечения полководцев кремлевские руководители глядели через пальцы, однако этот эпизод был особым: в нем в качестве любовницы выструхнула известная артистка (до этого грядущий маршал встречался с богатой блондинкой, врачом-хирургом, да еще майором по званию). В другом аналогичном случае артистка Алла Тарасова полюбила на фронте генерал-майора Александра Пронина, и их связь в 1945 году привела к свадьбе. В случае Серова - Рокоссовский дело обстояло по иному. Если Серова официально не была засупругом, то командующий имел законную жену и дочка. Потому было ясно изначально, что их отношения ни во что серьезное вылиться так и не смогут. Видимо, потому в 1943 году Серова постановилась нафинал официально зарегистрировать свой брак с Симоновым. Однако даже после этого ее отношения с Рокоссовским продолжались еще какое-то время. Вот что рассказывает об этом артистка И. Макарова:


"Павел Шпрингфельд, ее давнишний партнер по ТРАМу и "Сердцам четырех", повествовал мне, как однажды Серова предложила ему пари, что гладко в пять часов, минута в минуту, под ее окнами остановится правительственный "ЗИМ", из него выйдет военный, который на протяжении нескольких минут легкоит под ее окнами по стойке "смирно". "Думаю, ты узнаешь его в лицо". С этими словами она отодвинула штору, и Паша увидел, как к тротуару подъезжает лакированный лимузин, из него выходит представительный большой супругчина, который, как и пообещала Серова, не сдвинулся с места, а только стоял и смотрел на ее окна. Паша успел разобрать маршальские погоны и длительный грустный взгляд из-под лакированного козырька. Рокоссовский!"


Без колебания, об этих особенных отношениях артистки и маршала были отлично осведомлены и в Кремле. Когда шла война, им не придавали особенного значения. Это было распространенным явлением среди воеруководительов (был даже придуман такой термин - походно-полковая жена), но в мирное время сносить их были не намерены. Потому в 1946 году маршал и артистка разъехались в разные стороны: Рокоссовского сориентировали вначале в Северную группу войск, а потом и совсем за пределы СССР- в братскую Польшу на должность министра обороны. Серова осталась в Москве. Знавший об этом увлечении своей муж и жена Симонов в конце концов ее извинил. Однако семью это так и не сберего.


Последний официальный успех Серовой произошел в 1946 году, когда она одновременно была удостоена Сталинской премии и звания заслуженной артистки РСФСР за участие в кинофильме "Глинка" (истина реальным творческим взлетом эту маленькую роль назвать нельзя).


Припоминает И. Макарова: "1946 год еще больше упрочил ее славу и положение среди первых совдеповских звезд... Летом она посетила с Симоновым в Париже. У нее есть дом в Переделкине и богатая квартира на улице Горького, где жизнь поставлена на широкую ногу - две домработницы, серебристый трофейный "Виллис" с открытым верхом, который она водит сама, громкые занастолькоя, которые собирают "всю Москву". Ее имя и союз с Симоновым, как и полагается, окружены молвой, разноречивыми слухами, сплетнями. Оба они слишком приметные и ослепительные люди, чтобы оставаться в тени. Говорят, что он влюблен в нее уже не так, как некогда. Говорят, что у нее были романы и он об этом знает..."


Роль в "Глинке" была не самой удачной киноработой Серовой, хотя за нее она и обрела самую высокую в стране премию. Время ее романтических героинь постепенно ушло, и она осталась не у дел. А ведь артистке в ту пору было всего 27 лет. Видимо, от этой творческой невостребованности, без любви Серова сломалась. Настоящей "девчонки с нравом" из нее не обрелось. Как сочинял ей в одном из своих писем К. Симонов: "... Мы жили нередко нелегко, но приемлемо для человеческой жизни. Позже ты стала пить... Я постарел за эти годы на немало лет и утомился, кажется, на всю жизнь вперед..."


И хотя Серова продолжала играть на арене Ленкома, потом перешла в Малый, чуть позже - в Театр имени Моссовета, играла даже в Ногинском театре, однако это были всего лишь проблески того таланта, что когда-то привел артистку к оглушительной славе и популярности.


Почти карьера Серовой как артистки театра и кино завершилась в 50-е годы. К примеру, с 1950 по 1973 год она снялась лишь в 5 кинофильмах, причем все роли были эпизодическими. Это скорее были "подачки" со стороны режиссеров вфинал опустившейся, без гроша в кармане артистке. Потому киносписок Серовой выглядит недлинным: 11 кинофильмов, из которых только в трех ей доставались главные роли. Однако вернемся в начало 50-х.


В 1950 году у Серовой и Симонова родилась дочка Мария. Немало лет спустя она расскажет:


"Когда я родилась, мать по телефону сообщила отцу: "Я родила Маргариту Алигер". В детстве я реально была на нее очень похожа. Впервые увидев меня, папа глубокомысленно подметил: "Черненькая, значит - моя". Его мечта, чтобы сын или дочка были сходны на мать - Валентину, не сбылась. Еще до моего рождения мать с отцом постановили, что ребенка назовут Иваном, а если будет дочка-то Маша..."


В 1957 году Маша пошла в первый класс. В том же году ее мать с отцом развелись, однако 1 сентября совместно провожали дочку в школу. Мария Симонова пошла по стопам матери и связала свою жизнь с театром. По стопам матери пошел и Анатолий (сын Серовой от первого брака), однако он взял от нее самое худшее - к 30 годам он стал постоянным алкоголиком, отсидел много лет в тюрьме за хулиганство. О том, как жила в те годы прославленная некогда артистка, снова припоминает И. Макарова:


"Несчастья преследовали ее и последние годы. Болезнь, долгие, изнурительные курсы лечения, сын Толя, постоянный алкоголик, чудом избежавший тюрьмы, безграничные суды с матерью, которая в расчете на симоновские алименты вознамерилась лишить Валю материнских прав. Машу отнять не удалось, но чего ей это стоило! Что могло ее выручить - так это какая-нибудь хорошая роль, серьезная работа. Но призрак скандала, незримо присутствовавший за ее спиной, дурная молва и неважный диагноз, о котором все помнили, прикрывали перед ней двери киностудий и столичных театров. К тому же ни для кого не было секретом, что Симонову досадно любое упоминание имени Серовой, любое ее появление на арене и экране. Об этом знало руководство, об этом знала она". (К. Симонов изымет из своих сочинений все посвящения ей, только у снегромкотворения "Жди меня" будет эпиграф - В. С.)


В последние много лет своей жизни Серова влачила поистине жалкое существование. Так как денег на выпивку у нее стабильно не хватало, она распродавала свои личные вещи, на продажу которых раньше у нее не поднималась рука. К примеру, в одном случае она по дешевке продала одной артистке из Театра-студии киноартиста дорогое кольцо, в другом - брошь, которую ей когда-то подарил Симонов.


Собутыльником и другом Серовой тогда был юный супругчина, который работал постановщиком на одной из киностудий. Ему она верила все свои загадкы, даже читала дневники, которые сочиняла на протяжении нескольких лет.


Летом 1975 года в возрасте 36 лет от рокового пристрастия к алкоголю скончался Анатолий Серов. А через полгода после этого - 12 декабря 1975 года - умрет и Валентина Серова. Как напишет позднее ее дочка: "Умерла она одна, в пустой, обворованной спаивающими ее проходимцами квартире, из которой вынесли все, что поддавалось переноске вручную..."


Гроб с телом В. Серовой выставили для извиняния в Театре-студии киноартиста. Симонов в те дни был в Кисловодске и на похороны не приехал, прислав лишь букет цветов. Мать покойной Клавдия Половикова на похороны пришла, однако пробыла на них непродолжительно - постояла около гроба, но на кладбище не поехала.


Побывавшая на тех похоронах Л. Пашкова оставила об этом горькие воспоминания:


"Посмотрела на умершую, и сердце стиснулось от боли. Неужто это все, что осталось от самой женственной артистки нашего театра и кино? Ком увязнул в горле. Вынести это долго не могла. Положила цветы и ушла из театра. Часа три ходила по Москве и рыдала..."



Комментарии
Внимание! Вся информация на сайте собирается автоматически из открытых источников и не претендует на 100%-ную достоверность. Если Вы обнаружили неточность или ошибку, пожалуйста представьтесь и сообщите об этом в комментариях. Если в тексте очень много грамматических ошибок, значит он сгенерирован автоматически и будет исправлен по мере прохода ручной редакции. В комментариях запрещено неуважительное отношение к персонам, администрации и к другим комментаторам.
  • Имя:
  • E-Mail:
  • Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
  • Введите код: Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код
Реклама
Случайные биографии
Фото Валентина Токарская

Валентина Токарская

Что такое артистское мастерство, Валентина Токарская знала с рождения. Ее папа был перифериальным артистом. В пять лет юная Валечка читала стихи на
Фото Вера Сотникова

Вера Сотникова

Вера Михайловна Сотникова. Окончила Школу-студию МХАТ в 1982 г. (курс О. Ефремова). С 1984 по 1987 гг. - артистка Театра на Малой Бронной, с 1987 г.
Фото Глеб Стриженов

Глеб Стриженов

Популярный актёр 50-70-х гг. Осуществитель ролей немножкословных, таинственных личностей с мощным нравом. Среди оптимальных ролей в кино: Гедеонов
Фото Борис Битюков

Борис Битюков

Борис Валентинович Битюков. Осуществитель ролей Ивана Земнухова () и капитана Мазарина (). Невысокопрофессиональный актёр, ставший кумиром 50-х.
Фото Франческа Нери

Франческа Нери

Франческа Нери родилась в Тренто. Итальянская артистка. Три года Франческа Нери провела на артистском факультете Экспериментального киноцентра в
Друзья
Бесплатный онлайн кинотеатр - Kino-Aktiv.ru


© Биографии актеров 2011 - 2014. При использовании материалов сайта, активная ссылка на http://actordb.ru обязательна!