Сергей Никоненко

Биография Сергей Никоненко

Родился 16 апреля 1941 года в Москве. Папа — Никоненко Петр Никанорович (1898 — 1979). Мать Никоненко Нина Михайловна (1913 — 1991). Супруга — Воронина-Никоненко Екатерина Алексеевна, артистка кино. Сын — Никоненко Никанор Сергеевич (1973г.рожд.).

Сергей Никоненко вырос не в артистической семье, но свой путь установил для самого себя рано, крепко и насовсем. Это произошло, когда Сереже было 13 лет, и с этого момента для него существовала только одна профессия — профессия артиста, на овладение которой он кинул все свои юные силы: записался сразу в два кружка — драматический в столичном Дворце пионеров и студию художественного слова. В кружках он нашел не только выход своей клокотавшей внутри энергии, не только удовлетворение жгучего желания играть, но некогда всего отменных педагогов, заложивших в нрав подростка то, без чего он не состоялся бы ни как человек, ни как артист. Это был мир настоящей литературы, большой поэзии, мир искусства, где моральности не обучали, а легко были живым ее воплощением. Именно живым воплощением идеалов были Пушкин, Есенин и Маяковский, стихи которых Сережа заучивал наизусть. С.Никоненко окончил вечернюю школу и рано начал рабочий путь. Он работал кондуктором автобуса, потом почтальоном и грезил поступить во ВГИК.

Видимо, что-то очень человсегдае, кроме таланта, смог рассмотреть в щуплом парнишкаке С.А.Герасимов, отбирая из сотен претендентов нескольких радостнчиков в свою вгиковскую мастерскую. Сегодня этот курс назвали бы курсом «звезд». Ж.Болотова, Н.Губенко, С.Никоненко, Ж.Прохоренко, Г.Польских, Л.Федосеева, Е.Жариков — такого «созвездия» известностей на курсе С.Герасимова и Т.Макаровой не было, по их признанию, со времен «молодогвардейцев» — И.Макаровой, Н.Мордюковой, В.Тихонова.

В институте Сергей Никоненко переиграл почти весь традиционный репертуар, включая Гамлета. А для диплонемало театральной постановки С.Герасимов предложил студентам «Карьеру Артуро Уи». Этот спектакль стал тогда явлением не только институтской хроники, но всей культурной жизни столицы благодаря некогда всего игре двух артистов — Николая Губенко и Сергея Никоненко.

Как сложившийся киноартист С.Никоненко впервые обратил на себя внимание в картине А.Азарова «Это слобучалось в милиции». Роль у него была хотя и маленькая, но, что называется, приметная. И эта ранняя работа стала, в сущности, началом его артистской биографии. Вся дальнейшая работа артиста Никоненко подтвердила, что именно жизненность, достоправильность есть его артистское кредо. И оптимальным доказательством этого тезиса стала работа в картине С.Герасимова «Люди и звери». ўут юный артист смог передать напряженную внутреннюю работу ума и души своего героя, смог донести почти физиологическую надобность в правде, гармонии и естественности окружающего мира.

В своем творчестве С.Никоненко удалось измчаться рискованности «заштамповаться» и получить образ очень плакатного героя. Он доказал, что истинная нравность киноартиста — во внутренней немалотипажности, в большой амплитуде колебаний артистского обаяния — от «плюса» к «минусу».

Когда Никоненко попал на съемки к А.Митте в кинофильме «Звонят, откройте дверь!», он был уже признанным профессионалом. Однако не случись в его артистской судьбе роли пионервожатого Пети, то немалого, вероятно, не хватило бы в его творческой копилке, и, может быть, не доверил бы ему такую существенную для режиссерской мысли роль редактора Реутова С.Герасимов в своем «Газетчике»? Предназначая роль Реутова нарочно для Никоненко, Герасимов уже в сстоимостьрии придал этому герою некоторые черты, привычки, привычки самого Сергея. Никоненко сыграл действительность. Реальность старой российской периферии, ее проблем. В них и с них все начинается. На таких вот городках все и держится. Точность артистского поведения породила невероятный итог — образ подлинного русского интеллигента.

Сергей Никоненко показал себя как артист уникальной органичности. Он имеет даром естественности в каждый ситуации, в любом жанровом и стилевом решении кинофильма. Своим наличием на экране артист каждый раз создает у зрителей чувство: он рожден для своей роли. В кинофильме Сергея Урусевского «Пой песню, поэт» Никоненко сыграл роль Есенина, одного из своих литературных кумиров. И не вина артиста, что кинофильм был признан критиками невезухным и фактически провалился в прокате. Артист работал над ролью великого поэта увлеченно, с удесятеренной энергией. «Этот год жизни не прошел для меня даром, — припоминал вдальнейшем он. — Я работал не только как артист, но и как искусствовед, литературовед… я весь год стремился лишь к тому, чтобы ообладать по мере сил внутренним миром героя, прожить его жизнь, пускай мысленно».

С.П.Никоненко сыграл 130 ролей в кино, в том числе в кинофильмах «Люди и звери» (1962), «Война и мир» (1965-1967), «Крылья» (1966), «Звонят, откройте дверь» (1966), «Странные люди» (1969), «Красная площадь» (1970), «Освобождение» (1968-1971), «Белый взрыв» (1969), «Пой песню, поэт» (1971), «За облаками небо» (1973), «Земляки» (1974), «Трын-трава» (1976), «Неоконченная пьеса для механического пианино» (1976), » Расколотое небо» (1979), «Волны Черного моря» (1976), «Цыганское счастье» (1981), «Шестой» (1981), «Инспектор ГАИ» (1982), «Парад планет» (1984), «Если можешь, извини…» (1984), «Зимний вечер в Гаграх» (1985), «Завтра была война» (1987), «Елки-палки» (1988), «Красное вино победы» (1990), «Семьянин» (1991), «Брюнетка за 30 коп.» (1991), «Хочу в Америку» (1992), «Хлеб — имя существительное», «Не хочу жениться» (1992), «Время танцора» (1996), «Дети понедельника» (1997), «Грешная влюбленность» (1997), «Китайский сервиз» (1999), «Классик» (1998), «Каменская» (2000).

Сыгранные Сергеем Никоненко роли, поставленные кинофильмы — это свидетельство его штатской позиции. Это вечно не только увлекательные нравы, но и персонажи, ослепительно и отчетливо общественно окрашенные. Изредка они лишь оттеняют главных героев, но без них этот герой не станет самим собой, не оживет.

Волею судеб Сергей Никоненко принадлежит к тому поколению людей, которых сегодня зовут «шестидесятниками», и он поделил со своими ровесниками все надежды и разочарования своего времени. Времена менялись, и на пределе 60-70-х гг на смену взлету творческих вероятностей в литературе и кино пришел застой. Не потому ли наиболее участникные из поколения Никоненко поменяли профессии, оставляя технические вузы, идя на эстраду, в литературу, кино? А артисты — в режиссуру. Именно в неустанном поиске всегдаго дела и состоит источник той внутренней энергии, которая принуждает Никоненко все время искать для себя новые пути. Когда не было хороших ролей, он немало работал на эстраде, читал Пушкина, Есенина, Зощенко, Маяковского. Когда накопилось немало личных идей и окрепло решение, он возвратился во ВГИК, но уже на режиссерский факультет. Сегодня в режиссуре на его счету более десятка картин. «Птицы над городом», «Трын-трава», «Целуются зори», «Цыганское счастье», «Люблю. Жду. Лена.», «Корабль пришельцев», «Елки-палки», «Семьянин», «Брюнетка за 30 коп.», «Хочу вашего супруга», «Хочу в Америку», «Не хочу жениться».

Не все кинофильмы были благожелательно встречены критикой, не все удались, но некоторые режиссерские работы Никоненко вызвали интерес и завоевали признание.

Говорят, если человек способн, то он способн во всем. Сергей Никоненко — большой любитель живописи. В его богатой домашней библиотеке целое собрание книг по нарисовательному искусству. При этом он не только наслаждается живописью созерцательно, но и сам пытается делать. И, судя по отзывам, у него это недурно зарабатывается. Тот, кто видел портрет жены артиста, написанный им по памяти в киноэкспедиции под Саратовом, не скрывает своего восхищения сочностью красок, ослепительностью созданного им амплуа.

С.Никоненко никогда не бывает в творческом легкое. Если нет сстоимостьрия, способного увлечь его как режиссера, он немало и охотно снимается, не пренебрегая малыми ролями. С особым чувством вгиковского братства снимается у грядущих режиссеров в их дипломных работах.

С.Никоненко — Всенародный артист России (1991), лауреат премии Ленинского комсомола (1976), кавалер ордена Почета (1971), медали А.П.Довженко (1987), иметель приза кинофестиваля «Созвездие» в Твери (1999) за лучшую главную супругскую роль в кинофильме «Классик», иметель главного приза фестиваля в Оберхаузене (Германия) за лучшую дипломную режиссерскую работу — кинофильм «Петрухина фамилия». Является членом Союза кинематографистов с 1968 года. В 1994 году совместно со своей мужой Е.А.Ворониной создал Есенинский цивилизованный центр.

Вокально-музыкальные пристрастия: С.В.Рахманинов, квартет «Битлз», классическая оперная музыка. Милые литературные авторы: Л.Толстой, А.Пушкин, С.Есенин, В.Шукшин, В.Астафьев, Н.Рубцов. Милые артисты: Н.Гриценко, Б.Бабочкин, М.Романов.

Живет и работает в Москве.

Author: admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Copyright © 2018 Каталог биографий знаменитых актеров кино, телевидения и театра.
top