Талгат Нигматуллин

Фото Талгат Нигматуллин




Биография Талгат Нигматуллин


Герой популярных кинобоевиков, супермен и душевный искатель, чемпион Узбекистана по каратэ, поэт, сстоимостьрист, режиссер, он был реальным кумиром молодежи 80-х. Обложки журнала «Советский экран» украшали его портреты. Он успел сняться более чем в двух десятках кинофильмов, среди которых «Седьмая пуля» (1972), «Вооружен и очень опасен» (1977), «Пираты XX века» (1979), «Право на выстрел» (1981), «Похождения Тома Сойера и Гекльберри Финна» (1981), «Волчья Яма» (1983), «Один и без оружия» (1984), «Противостояние» (1984). Проживи он чуть дольше 36 лет, его ослепительная звезда разгорелась бы еще ярче. Ни о ком из артистов того времени не ходило настолькоко легенд и будоражащих воображение слухов. В его ослепительной судьбе все было сенсацией или загадкой - восхождение к славе и полная драматизма личная жизнь, загадочные увлечения мистикой и трагические обстоятельства гибели. Основываясь на воспоминаниях людей, лично знавших Талгата Нигматуллина, мы попытаемся воссоздать его образ для нынчешнего поколения.


Харартистная молодость и специфические роли

Родился Талгат Нигматуллин 5 марта 1949 года в шахтерском городке Кызыл-Кия, одна из центральных улиц которого с 2001 года носит его имя. Сведения о юности Талгата возраженивы. На вопрос, где он обучился так прекрасно и верно говорить по-российски, он отвечал, что в детстве нарочно написал от руки "Войну и мир». Еще есть легенда, что спортом Талгат занялся после того, как над ним, не отличавшимся крепким телосложением, зло посмеялась понравившаяся ему девушка. Но истина ли все это?.. Кто увлекался история жизними кинозвезд, подметит, что «по законам жанра» у героя непременно должно быть ненетрудное ребячество с каким-нибудь мощным потрясением, геройский поступокнувшим его на бесповоротный шаг к успеху.


Во ВГИК Нигматуллина приняли не сразу. После первой невезухи Талгат не пожелал уезжать из Москвы и поступил в Училище циркового и эстрадного искусства, куда его взяли охотно. Тогда он уже имел колоритной наружностью и бесспорным талантом. Вскоре его подметили на «Москинофильме», предложив в 1967 году роль белогвардейского офицера в кинофильме «Баллада о комиссаре».


Алишер Хамдамов, кинорежиссер: Эта первая роль сыграла с ним злую шутку. Образ юного мерзавца в черных лакированных перчатках нанастолькоко удался Талгату, что в последствии за ним зафиксировалось образ артиста, играющего негодяев. А он всю жизнь грезил о другом...


На пике славы

В 1971 году, окончив ВГИК, мастерскую Сергея Герасимова, Талгат Нигматуллин стал артистом киностудии «Узбеккинофильм», продолжая учебу на сстоимостьрном отделении Высших режиссерских курсов.


В то время восточные единоборства были милым видом спорта у молодежи. Интерес еще больше возрос после того, как Комитет госбезопасности СССР провело широкомасштабные акции против полулегальных секций каратистов, в среде которых распространялись этика и философия, отменные от "морального кодекса строителей коммунизма». Талгат Нигматуллин со своим институтским другом Николаем Еременко, сыгравшим в «Пиратах» ведущую роль, впервые в совдеповском кино, без помощи каскадеров продемонстрировали на широком экране мастерство восточной борьбы, угодив всем тогдашним запросам публики.


Назым Аббасов, кинорежиссер: Нужно припомнить, что это были за годы. У кинотеатров выстраивались очереди длиной в километр. В подвалах пятиэтажек тренировались уличные бойцы. А этажом выше на кухнях собирались любители литературы читать самиздатовские рукописи в бледных «32-х» копиях. Еще не было Интернета, и только начали являться в зажиточных семьях импортные видеомагнитофоны, на которых с вечера до утра прокручивали кассеты с «8 1/2» Феллини вперемежку с кинобоями Брюса Ли...


Это было и время всеобщего увлечения загадками мироздания. Журналы соревновались в количестве статей об экстрасенсах, целителях. НЛО и тибетских йогах. Но ширпотреб прессы не мог насытить духовной жажды людей, неясно предчувствовавших наступление перемен. Появлялись искатели-одиночки. Пока восторженные поклонники "Пиратов XX века» штурмовали кассы кинотеатра "50 лет СССР» - «Полтинника», как его тогда называли на Чиланзаре, на соседнем 8 микрорайоне завязывалась куда более утонченная и жестокая драма, скрытая от объективов кинокамер. В ее ужасной развязке Талгату Нигматуллину была отведена главная в его жизни роль - мученика и невинной жертвы.


Катартал, восьмой микрорайон

Вячеслав Ахунов, художник: Мы познакомились с Талгатом на 8 микрорайоне. Я жил в доме №2, а он - в доме №4. Мы были земляками, но в Ташкенте нас свел Сергей Питишин - необычный человек, который нигде не работал, собирал по всему Катарталу бутылки, но приобретал на вырученные деньги не портвейн, а книги, и мог часами читать наизусть запределную классику. Ему, рассудокеется, негде было жить. По расписанию он ночевал то у Талгата, то у меня. Постепенно вокруг нас сложилась компания единомышленников. Художник Энгель Исхаков был увлечен магией тюркского шаманизма и готовился создать серию холстов «Мифы народов Сибири о Космосе». Ўочинитель Явдат Ильясов сочинял известный роман-дилогию «Заклинатель змей» и «Башня безмолвия» об Омаре Хайяме - оптимальные свои произведения. Мы со скульптором Медатом Кагаро-вым интересовались суфизмом, но как светские люди, только в связи с творчеством. А Талгат от занятий каратэ неизбежно перешел к философии дзен-буддизма.


У Нигматуллина была секция каратистов в соседнем профтехобучалище, где мы нередко глядели кинофильмы с участием Брюса Ли. Пытались понять, как этому фантастическому бойцу удается совершать такие быстрые движения. Талгат нафинал догадался, что все это не более чем ловкая подделка: из лент вырезают промежуточные кадры. Тогда его интерес к каратэ моментально ослаб. Даже секцию он распустил. Еще больше отдался искусству. Ўочинял стихи и прозу ночи напролет.


Озода Ахунова: Нас нередко в три часа утра мог разбудить шумный стук в дверь.


Открываем, а на пороге стоит Талгат с горящими глазами. До полудня он читал нам свои рассказы или сстоимостьрии. Мы сносили это позжеу, что его вдохновение было заразительно искренним.


Вячеслав Ахунов: Но, открыто говоря, при всей любви к нему как к другу и выдающемуся артисту, тексты его разочаровывали. В них чувствовалась напряженность, надуманность. Он вообще не мог расслабляться, вечно контролировал себя, был чрезвычайно осторожен в словах, жестах и поступках.


Озода Ахунова: Зато безгранично добр, открыт и наивен. Деньги совершенно не дорожил. Раздавал, не жалея, все, что у него оказывалось. И руки не мог ни на кого поднять, даже на муху. Хотя так сильно бился на ринге и на экране.


Алишер Хамдамов: К постоянным поискам самовыражения Талгата толкала творческая неудовлетворенность на съемочной площадке. Помню, во время съемок кинофильма Али Хамраева «Седьмая пуля», для которого безработный в ту пору Рустам Хамдамов делал эскизы костюмов. Талгат ухватился с экстазом за один из его набросков и в точности по нему создал образ. Его привлекали психологизм, глубина. Он желал быть драматическим артистом, а не суперменом. Но ему предлагали однотипные роли.


Вячеслав Ахунов: Кумиром Талгата в кинематографе был Андрей Тарковский. Он вздрагивал, когда дети на улице, узнав его, начинали орать: «Смотрите! Индеец Джо!». Я думаю, только дома, в кругу друзей, он мог чувствовать себя самим собой.


Злой гений

Вячеслав Ахунов: Однажды Талгат позвал меня к себе домой с восторженным предунекогданием: "Я хочу познакомить тебя со своим Учителем!..» Так я впервые увидел Абая. который, еле-еле поздоровавшись, сказал: «Какая у тебя майка красивая. Мне нравится». Тогда я уже был знаком с суфийскими ритуалами, а также слышал, что этот жулик Абай будто бы изображает из себя шейха. Без ненужных слов снял майку и отдал ему, потом джинсы, остался в одних плавках. Абай растерялся. И впредь с глупыми проверками на «привязанность к материальному» не приставал... Талгата с Абаем заинтересовал друг моего отца Мавлянов - реальный дервиш, живший в Оше около священной Сулейман-горы. Его звали «Зеленка» за особенное послушничество. В воинской шинели и кирзовых сапогах он ходил по базару с лицом, измазанным бриллиантовой зеленью и с пузырьком в руке, громко крича: «Зеленка (ислам) - лекарственное средство от всех болезней!» А позже шел на откос горы и стриг ножницами траву, которой кормил своего барана. Во время нашего визита к дервишу впервые показалась подлинная натура Абая. Сам он не рискнул даже подойти к Мавлянову близко, послал Талгата. Подойдя с осмотрительной почтительностью, Талгат протащил подношение - купюру в 50 совдеповских рублей. Но Мавлянов деньги не взял, с ненавистью плюнул на изображение Ленина, взял свой мешок с травой и сбежал от нас.


Абай старался эксплуатировать Талгата как только мог. Нагло жил за его счет, беззастенчиво пользовался его славой и знакомствами. Нас нередко приглашали влиятельные люди, желавшие пообщаться со известным киноартистом. Талгату это совершенно не нравилось. Он вообще не пил спиртного и не любил застолий. Зато Абай не упускал ни одного шанса приблизиться к мощным мира сего. Криминальную организацию, созданную им, совдеповские власти позже назвали сектой, хотя, по сути, она не была церковной. Легко Абай рвался к власти, используя Талгата как «визитную карточку». Однажды этот мерзавец трое суток просидел у меня на кухне, неумолчно вещая о том, что все мы должны привлекать для него сторонников из числа творческой аристократии. Мы с женой не знали, как его выгнать. Позже он нашел себе покровителей в кругах тогдашнего Союза сочинителей СССР. Говорят, приложил даже руку к «раскрутке» известной Джу-ны Давлеташвили и всюду показывал ее фотографию будто бы с дарственной надписью: «Учителю от ученицы». Он был ловкий трюкач. Как-то раз пожелал обрести посвящение от реальных буддийских затворников, приехавших из Шри Ланки. Те, чтобы избавиться от него, попросили принести «справку» о том, что не возражают мать с отцом... паспортный стол и военкомат. И он им принес!.. Будучи сыном редактора областной газеты, сам с высшим образованием, он имел ладно подвешенный язык и мог толковать на свой лад разные философские доктрины. Хотя нередко болтал ерунду, забываясь в самолюбовании. «Поразмыслиешь, Чингиз Айтматов!.. Если бы я пожелал, мог бы сочинять в сто раз лучше!» Я предлагал ему: «Хочешь, я научу тебя изображать? И ты перестанешь морочить людям голову и смертельно завидовать Талгату?» Абай, никогда не терявшийся, отвечал мне глубокомысленным изречением древних даосов: «Небо - мой холст, а руки - кисти». В итоге ему удалось навербовать армию приверженцев в Москве, Вильнюсе и Ташкенте. Многие даже ездили к нему в Ош или отправляли «подаяния» - крупные суммы денег...


Влюбленный дервиш

Кто реально был влюбленным дервишем - это Талгат Нигматуллин. Доверчивый, предрасположенный во всем видеть чудо, он мог извинять любые обиды и даже обман, говоря: «Кто я такой, чтобы осуждать людей?» Внешне вечно сдержанный, он жил очень бурной, возбудимо насыщенной внутренней жизнью. Все его отношения с дамами были реальными драмами чувств. Первую свою влюбленность, артистку Ирину Шевчук, он помнил и навещал спустя немало лет после того, как они расстались. Для первой жены, певицы Ларисы Кандаловой, сам насочинял красивую песню. Но дамы не понимали его до конца. И не принимали таким, каким он был - стабильно ищущим, бесмирным. Только Халида Хасанова, его вторая жена, любила Талгата так, что могла выносить его непростой нрав. Јмная и мягкая восточная барышня помогала его во всем. Их сын Сайд Дашук (фамилия у него отчима, белороссийского режиссера Владимира Дашука) тоже стал знаменитым артистом. Недавно он принял участие в роли Ихтиандра в кинофильме-ремейке Атанесяна «Человек-амфибия». Трудно сказать, отчего Талгат с Халидой расстались, внешне это была идеальная пара, хотя новым друзьям Талгата Халида не нравилась. Абай считал, что Талгат слишком немало внимания уделяет юный жене, а это мешает его «духовному росту»...


На съемках кинофильма «Перифериальный роман» казахского режиссера Убукеева Талгат Нигматуллин впервые увидел Венеру - свою третью жену. Говорят, что он однажды приехал за ней прямо на съемочную площадку на стареньком «Москвиче», взятом на прокат у друзей. Машина была завалена цветами. На ней Талгат почти силой увез Венеру в ЗАГС. Романтическая история в духе биографий кинозвезд?..


Венера Нигматуллина была знаменита зрителям по кинофильмам «Волчья яма (1983), «Восточный коридор» (1990) и «Полет стрелы» (1991). В настоящее время она - заметный участник кинематографии Казахстана.


Озода Ахунова: Рисковая дама, отчаянная, не знавшая меры ни в чем. Может быть, Талгату и необходима была именно такая?.. Жаль только, что и она не смогла его ухранить.


Мёртвая птица

Зимой 1985 года Абай послался из Москвы в Вильнюс, чтобы «навести порядок» в кругу здешних мистиков, недавно обожествлявших его, но вдруг откосившихся на сторону утонченного интеллектуала Валентаса, который не желал понимать, отчего необходимо уплачивать «дань»


какому-то демагогу. Перед отъездом Абай позвонил Талгату в Ташкент, требуя и его приезда «на разборки».


Вячеслав Ахунов: Талгат собирался уехать в Кишинев, где должен был завершить съемки в немалосерийном кинофильме «Сергей Лазо». Он сильно колебался, но все же откликнулся на зов Абая, решив по пути заехать в Вильнюс. На проводах у меня дома я вдруг пожелал подарить ему на память одну из своих картин. Рука сама потащилась к холсту под наименованием «Мёртвая птица». Теперь, как я слышал, эта картина хранится в доме Венеры Нигматуллиной в Алма-ате, но... укутанная в мешковину и крепко обвязанная веревками. В тот вечер Талгат поглядел на нее и спросил: «Ты хоронишь меня?..» Я растерялся, начал лопотать что-то вроде: "Нет, не тебя. Это аллегория жестокой жизни, которая губит в нас вдохновение..." Картина реально была написана под впечатлением трагической гибели нашего друга Явдата Ильясова, незадолго до этого утонувшего в озере. Если бы я тогда сам понимал, что говорю!.. Казалось, судьба давала ему последний шанс. В ташкентском аэродрому Нигматуллин опоздал на свой рейс. Но всесовместная влюбленность сослужила ему роковую службу. Начальник лайнера, узнав, кто его опоздавший пассажир, велел не отпускать трап и задержал вылет ради известного артиста. И Талгат все-таки улетел.


Роковая развязка

На вильнюсскую станцию «скорой помощи» поступило сообщение о том, что на улице Ленина умер человек. Прибывшие доктора обнаружили на теле Талгата Нигматуллина 119 ран. из них 22 - в области головы. Хозяйка квартиры сказала, что на их гостя напали хулиганы на улице. Следствие вскоре арестовало всех уличников правонарушения, так как еще ночью соседи вызывали милицию, жалуясь на шум драки. Милицейскому наряду тогда ответили, что тут отмечают защиту диссертации. Когда милиция обследовала помещение, Талгата, уже избитого до беспамятства, прятали в ванной.


Накануне вечером в доме одного из «ослушников» Абай затеял драку, в которой только Талгат не принял участия и даже пытался разнять дерущихся, оберегая Валентаса. Позже он ушел, а Абай с прочими послался его искать. Когда они опять встретились в доме на улице Ленина, «гуру» сруководил ученикам с порога: "Бейте предателя!"


...И тогда, и спустя немало лет после трагедии, люди, лично знавшие Талгата, терзались вопросом: как могло обрестися, что чемпион по каратэ дал забить себя насмерть?..


Знаменито, что во время следствия в личных вещах Нигматуллина обнаружили записку с цитатой индийского философа Джидду Кришнамурти: «Учителя бьют своих учеников. Даже выбрасывают их из окон. Но нужно помнить: они не гневаются. Это лишь часть их сочувствия. Ведь если бы они гневались, все было бы утеряно... Когда Учитель бьет ученика, тот принимает это с признательностью. С тех пор, как Учитель изобьет ученика, тот становится главным учеником...»


Вячеслав Ахунов: Талгат слишком верил Абаю, выдававшему себя за Учителя, и в ту ночь не сопротивлялся зверскому избиению, думая, что все это должно непременно прекратиться. Его простят и полюбят еще больше. Но оказалось не так. Это было убийство. Абай всю жизнь завидовал Талгату, его таланту и популярности. Зависть разъела его изнутри и вырвалась наружу открытой ненавистью. И я не согласен с теми, кто утверждал, будто бы Талгат сам шел навстречу гибели или желал мучений. Нет, он лишь стремился к совершенству. Особенно больно, что незадолго до смерти он почти совершенно отошел от мистики, ушел из секты, искал смысл только в творчестве и любви. Нечаянный возврат к прошлому погприкончил его жизнь. Но не омрачил ни славу, ни память о нем. Он был как блестящий метеор, сгоревший в огне страстей и добросердечных метаний, совершенно немножко не долетев до рассвета, до горизонта..




Комментарии
Внимание! Вся информация на сайте собирается автоматически из открытых источников и не претендует на 100%-ную достоверность. Если Вы обнаружили неточность или ошибку, пожалуйста представьтесь и сообщите об этом в комментариях. Если в тексте очень много грамматических ошибок, значит он сгенерирован автоматически и будет исправлен по мере прохода ручной редакции. В комментариях запрещено неуважительное отношение к персонам, администрации и к другим комментаторам.
Случайные биографии
Фото Наталья Варлей

Наталья Варлей

Наталья Варлей родилась в румынском городе Констанца. Как гласит семейное предание, Варлей - фамилия валлийская. Пуникальны нашей героини попали в
Фото Илья Шакунов

Илья Шакунов

Шакунов Илья Юрьевич, российский актер театра и кино, родился 13 августа 1970 года в Ленинграде. Еще, будучи школьником, Илья стал интересоваться
Фото Джеймс Спайдер

Джеймс Спайдер

Джеймс Спэйдер, сын учителей Тодда и Джин Спэйдер, был рожден в 1960 году. Учась в Андовере, в личной средней школе Филипс-академи, многие выпускники
Фото Ежи Штур

Ежи Штур

Ежи Штур, полное имя Ежи Оскар Штур, польский драматический и комедийный актер театра и кино, сценарист, режиссер, педагог, родился 18 апреля 1947
Фото Майкл Бьен

Майкл Бьен

Michael Connell Biehn был рожден в городе Аннистон штата Алабама. До 15 лет грядущий артист жил в столице штата Небраска - городе Линкольне. Учась в
Друзья
Яндекс.Метрика


© Биографии актеров 2011 - 2016. При использовании материалов сайта, активная ссылка на http://actordb.ru обязательна!