Олег Меньшиков

Фото Олег Меньшиков




Биография Олег Меньшиков


Родился 8 ноября 1960 года в городе Серпухове Ўтоличной области. Папа – Меньшиков Евгений Яковлевич (1934 г. рожд.), военный инженер. Мать – Меньшикова Елена Иннокентьевна (1933 г. рожд.), врач.


В 1977 году Олег Меньшиков поступил в Высшее театральное обучалище имени М.С. Щепкина (курс В.Б. Затворникова) Среди ролей, сыгранных в студенческих театральной постановких, – германский офицер в «Нашествии» Л. Леонова, Миловзоров в «Без вины виновные» А.Н. Островского.


Одной из дипломных работ Олега Меньшикова стала роль в постановке «Лестница славы» по пьесе Э. Скиба. Он ухватил кружевную вязь драматургии Скиба, ее темп, динамику; в этом ключе он играл молодого юриста, вдруг делающего феерическую карьеру и совместно с тем отдающего себе отчет в проходящем с ним в полной мере. Спектакль имел большой успех, а Олега Меньшикова после окончания обучалища приняли в труппу Малого театра.


К тому времени у него уже были за плечами несколько кинoрoлей. Первую роль в кино – разведчика Шурки – Олег Меньшиков сыграл еще на 4-м курсе обучалища в кинофильме Сурена Шахбазяна «Жду и надеюсь» (1980). Успешными стали работы у Никиты Михалкова в «Родне» (1981) и у Романа Балаяна в «Полетах во сне и наяву» (1982).


Роль Олега Меньшикова в картине «Родня» запомнилась, хотя и состояла почти из немого крупного плана. И тем не менее сразу после выхода на экран кинофильма вокруг заговорили: «У Михалкова снимался какой-то уникальный артист интеллектуального плана...»


Это было начало. Позже всех потрясла картина Романа Балаяна «Полеты во сне и наяву». Этот кинофильм – сказание о проигравшем все поколении, где Меньшиков мастерски сыграл в дуэте с Янковским. Развивая тему кинофильма, Р. Балаян, верный своему замыслу, с беспокойным и настороженным любопытством ввел в круг действия некоего молодого человека – безымянного, с прохладно-стеклянным отсутствующим взглядом, вольного от моральных катастроф, готового в момент смести мир прошлого, но безусловно не ведающего, во имя чего его сметать...


Своими первыми ролями (причем все второго плана) Меньшиков высветил себя, грядущего, в полный рост. Известным его сделал кинофильм «Покровские ворота» (1982), поставленный по пьесе Леонида Зорина.


Режиссер картины Михаил Козаков, после того как испытал на роль аспиранта Кости Ромина огромное количество молодых артистов, увидев Меньшикова на пробах, сразу понял, что удача улыбнулась ему. Роль юного мечтателя и романтика Костика, советовавшего старшим, уже повидавшим немалое, утомленным людям «быть творцами личной биографии», сыграна не легко мастерски... Милозаметный и живой Костик у Меньшикова победительно обаятелен, сыгран им почти в джазовой импровизации и на одном дыхании. Но главное, чем покорил Меньшиков миллионы телезрителей, – это идеальное соответствие артиста экранному образу. Меньшиков–Костик очаровывал всех эпатирующим азартом влюбленности в мир. Внушительную роль в этом сыграла и прекрасная пластика артиста.


После Костика из «Покровских ворот» за Меньшиковым, казалось, на долгое время утвердился имидж юноши-романтика. Однако артист нетрудно и беспроблемно перешагнул границы образ – пригодился театральный опыт, импровизации на арене, обогатившие и усложнившие его высокопрофессиональную палитру.


На арене Центрального академического театра Советской армии, где Меньшиков работал с 1982 по 1985 год, он сыграл Ганечку Иволгина в «Дураке» Ф. Достоевского, Буланова в «Лесе» по А. Островскому, роли в театральной постановких «Рядовые» А. Дударева, «Часы без стрелок» Б. Рахманина.


В 1985 году Олег Меньшиков перешел в Театр имени М.Н. Ермоловой по приглашению Валерия Фокина, только что назначенного главным режиссером театра. Ўовместно с ним в театр пришли Татьяна Догилева, Елена Яковлева, Александр Балуев.


Первая роль Меньшикова на новой арене была невеликий, но очень приметной. В публицистическом спектакле «Говори!», поставленном В. Фокиным по очеркам В. Овечкина «Районные будни» и ставшем одним из знаковых в период перестройки, он играл посильника секретаря обкома. Этот секретарь – юный, прилизанный, шустренький, в вельветовой курточке, этот начинающий партократ уже отчетливо знал, где, когда и что нужно делать и говорить.


Меньшиков играл в «Говори!» всего только эпизод. Его герой – эскиз, легкий набросок пером в череде других функционирующих лиц. Он появлялся и пропадал, намечая не настолькоко, быть может, определенные контуры данного нрава, сколько очень определенное грядущее этого парня, молодого опытного чиновника, начавшего очень твердо путь наверх.


Следующей работой артиста в Театре имени М.Н. Ермоловой стал Сергей Лукин в постановке «Спортивные сцены 1981 года» по пьесе Э. Радзинского. Герой Меньшикова выразил в определенном ракурсе свое поколение – смятенное, потерянное, не знающее, как найти себя в новой жизни, которая и страшит, и отталкивает. В постановке был мощный артистский ансамбль, особенно когда играли два дуэта: Т. Доронина – В. Павлов, Т. Догилева – О. Меньшиков.


Сразу после «Спортивных сцен 1981 года» Меньшиков играет роль безусловно противоположную Лукину – Робеспьера в постановке «Второй год свободы» Александра Буравского. Артисту удалось донести до зрительного зала трагические метания человека, который сам «сочинил» революцию, сам ее осуществил и теперь видит, к чему она привела, что принесла людям, в том числе и ему самому...


Роли в «Спортивных сстоимостьх 1981 года» и во «Втором годе свободы» были очень немаловажны на творческом пути Меньшикова: установились масштабы его дарования, его артистской индивидуальности, разносторонние вероятности.


В 1989 году Петр Фоменко позвал Олега Меньшикова в Театр имени Моссовета на ведущую роль в постановке «Калигула» по одноименной пьесе А. Камю. Эта постановка стала театральной легендой. Римский диктатор в осуществлении Олега Меньшикова (роль отмечена премией и дипломом фестиваля «Ўтоличние сезоны») – это адская смесь кровавой жестокости и лиризма, бессилия и всемогущества, коварства и искренности... Он живет, пытаясь злом побороть зло, не понимая, что первой жертвой в этом поединке станет он сам.


Потом Меньшиков сыграл роль Вацлава Нижинского в постановке ««N» Нижинский» А. Бурыкина (антреприза Театрального агентства «Богис»), поставленном по дневникам великого российского танцовщика. Такие работы очень нелегки: зрители обыкновенно ищут соответствия на уровне таланта осуществителя и его героя. И автор пьесы, и артисты – Олег Меньшиков и Александр Феклистов – не ставили перед собой задачу воссоздать жизненный или творческий путь Нижинского, а стремились показать внутренний мир гения, Артиста – «частицы Бога», умного и наивного, настоящего Поэта танца, иррационального и непостижимого. По словам критики, даже при всей внешней несхожести артист казался на арене самим воплощением «Бога танца», как называли Вацлава Нижинского нынешники. Спектакль был награжден премией «Хружелезная роза» (1993).


Знаменитость Олегу Меньшикову принесла роль Сергея Есенина в постановке «Когда она танцевала» М. Шермана в лондонском театре «Глобус» (1992), где он играл в дуэте со известной британской артисткой Ванессой Редгрейв (Айседора Дункан). За осуществление этой роли артист был удостоен премии имени Лоуренса Оливье Английской академии театральных искусств. ўут же, в Лондоне, Олег Меньшиков играл Ихарева в постановке «Игроки» по Н.В. Гоголю на арене театра «Трайсекл».


Параллельно шла интенсивная работа в кино – в картинах «Поцелуй» (1983), «Капитан Фракасс» (1984), «Полоса препятствий» (1984), «Володя большой и Володя малый» (1986), «Михайло Ломоносов» (1986), «По главной улице с оркестром» (1986), «Мой милый клоун» (1986), «Моонзунд» (1987), «Брызги шампанского» (1988), «Жизнь по лимиту» (1989), «Лестница» (1989), «Яма» (1990), «Дюба-Дюба» (1992, номинирован на приз за лучшую супругскую роль). За участие в кинофильме «Моонзунд» режиссера А. Муратова Олег Меньшиков был награжден серебряной медалью имени А.П. Довженко.


Оглушительный успех выпал на долю драмы Никиты Михалкова «Утомленные солнцем» (1994, премия «Оскар», Гран-при Каннского кинофестиваля), и в этом внушительная заслуга Олега Меньшикова. Роль агента НКВД Дмитрия, написанная сстоимостьристами Никитой Михалковым и Рустамом Ибрагимбековым нарочно для него, – одна из оптимальных в кинобиографии артиста. Такого изломанного, несличного, опустошенного человека, предавшего себя и других, истребленного и стертого ужасом, на экране не было давно. Меньшиков опять изумил и восхитил всех, но теперь уже высочайшим артистским профессионализмом. Роль Дмитрия в «Утомленных солнцем» принесла ему Государственную премию РФ (1996), приз Кинопрессы – «Лучшему артисту года», высокопрофессиональную премию за лучшую супругскую роль «Зеленое яблоко – Золотой лист».


Большой артистской удачей стала для Меньшикова и экранизация Сергеем Бодровым-старшим поведа Льва Толстого «Кавказский пленник» (1996, Россия – США). Фильм был номинирован на «Оскар». Созданный артистом ослепительный образ прапорщика Александра Ларина был отмечен многими кинематографическими наградами. Среди них: «Золотой Овен», Гран-при фестиваля «Кинотавр» за лучшую супругскую роль, приз за лучшую супругскую роль III Международного фестиваля «Балтийская жемчужина» в Риге, высокопрофессиональная кинематографическая премия «Ника» за лучшую супругскую роль (все 1996). За участие в кинофильме в 1998 году О.Е. Меньшикову была присуждена вторая Государственная премия РФ.


Новый успех артиста – масштабная постановка Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник» (1998), где совместно с Меньшиковым, сыгравшим ведущую роль – юнкера Андрея Толстого, снимались также Джулия Ормонд, Ричард Харрис, Алексей Петренко. За кинофильм «Сибирский цирюльник» Олегу Меньшикову была присуждена третья Государственная премия РФ (2000), а также «Золотой витязь» за лучшую супругскую роль. В 1999 году на экраны вышел кинофильм «Мать» режиссера Дениса Евстигнеева с его участием.


Свидетельство международного признания ослепительного таланта Олега Меньшикова – приглашение на одну из главных ролей в кинофильме Режиса Варнье «Восток – Запад» (1999, Франция), где его партнерами были звезды французского кино Катрин Денев и Сандрин Боннер. Фильм был номинирован на «Оскар».


В следующие годы артист сыграл Фандорина в кинофильме Ф. Янковского «Статский советник» (2005), Остапа Бендера в «Золотом теленке» режиссера У. Шилкиной (2006). В настоящее время Олег Меньшиков снимается в роли Юрия Живаго в картине А. Прошкина «Доктор Живаго» и в роли Дмитрия Арсентьева в кинофильме Н. Михалкова «Утомленные солнцем-2».


В 1998 году Олег Меньшиков создал и возглавил «Театральное другество 814», где впервые выступил в роли режиссера, поставив спектакль по пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума», в котором осуществил роль Чацкого. В своих следующих постановках – театральной постановких «Кухня» М. Курочкина (2000), «Игроки» Н.В. Гоголя (2001), «Демон» (2003) в постановке К. Серебренникова по М.Ю. Лермонтову – он также играет главные роли.


Кроме театральных и кинематографических наград, о которых говорилось выше, О.Е. Меньшиков является лауреатом русской самостоятельной премии «Триумф» за выдающийся вклад в отечественную культуру (1994), премии «Кумир» (2000, «Сибирский цирюльник», «Горе от ума»), двух премий «Чайка» (за роль Чацкого в «Горе от ума»; за оптимальный артистский ансамбль – спектакль «Игроки»).


В 2003 году Олегу Евгеньевичу присвоено звание народного артиста России (минуя заслуженного). Он также награжден французским Орденом искусств и литературы.


На конценте в Локарно в 2004 году Олег Меньшиков стал первым иметелем приза «За вклад в артистское искусство».


Живет и работает в Москве.




Комментарии
Внимание! Вся информация на сайте собирается автоматически из открытых источников и не претендует на 100%-ную достоверность. Если Вы обнаружили неточность или ошибку, пожалуйста представьтесь и сообщите об этом в комментариях. Если в тексте очень много грамматических ошибок, значит он сгенерирован автоматически и будет исправлен по мере прохода ручной редакции. В комментариях запрещено неуважительное отношение к персонам, администрации и к другим комментаторам.
Случайные биографии
Фото Сергей Тарамаев

Сергей Тарамаев

Сергей Иванович Тарамаев. Один из самых приметных и одарённых актёров нынешного театра и кино. Осуществитель роли Ардальона Передонова в кинофильме
Фото Мамука Кикалейшвили

Мамука Кикалейшвили

Мамука Кикалейшвили был рожден в Тбилиси. Его мать, народная артистка Грузии Лейла Дзуграшвили, всю жизнь проработала в Театре им. Шота Руставели.
Фото Тамара Шакирова

Тамара Шакирова

Тамара Халимовна Шакирова, советская и узбекская киноактриса, родилась 26 ноября 1955 года в Ташкенте. Впервые на киноэкране Тамара появилась в
Фото Сергей Блинников

Сергей Блинников

Сергей Капитонович Блинников [20.7(2.8).1901, Ўтолица, - 28.9.1969, там же], российский совдеповский актёр, всенародный артист СССР (1963). Учился в
Фото Раиса Рязанова

Раиса Рязанова

Раиса Рязанова родилась 31 октября 1944 года в г. Петропавловске, что в Казахстане. ребячество у нее было очень нелегкое. Она родилась внебрачным
Друзья
Яндекс.Метрика


© Биографии актеров 2011 - 2016. При использовании материалов сайта, активная ссылка на http://actordb.ru обязательна!