Георгий Мартынюк

Фото Георгий Мартынюк




Биография Георгий Мартынюк


ребячество Георгия Мартынюка прошло на Урале, в послевоенном Оренбурге. Гоша рос скромным, застенчивым парнишкой. Его сверстники целые дни проводили у реки, а он мог часами мог слушать круглый черный репродуктор, особенно когда отдавали какие-нибудь драматические радиопостановки. Он слушал, и в его воображении разворачивались целые представления. А еще Гоша любил бывать на репетициях и театральной постановких старшего брата (тот работал артистом в одном из театров Оренбурга). Это было так занятно, и Гоша грезил, что когда-нибудь и сам выйдет на сцену.


Гоша обучался в старших классах, когда однажды увидел объявление, что при городском Доме учителя организуется ребяческий драматический кружок. Он и сам удивляется, как тогда у него хватило наприниматься дерзкости и придти засочиняться. А вскоре состоялся его первый выход. Мальчуган сыграл ведущую роль в постановке «Когда цветет акация». Спектакль очень понравился зрителям, и Драматический театр стал даже предоставлять им в вольные дни свою сцену.


ГИТИС

Георгий серьезно «захворал» театром. После окончания школы он послался в Москву поступать в ГИТИС. Родители были категорически против – хватит и одного артиста на семью. Но Георгий был так твердо настроен, что пришлось смириться.


Конкурс был громадны - человек 200 на место. Но к своему изумлению Георгий поступил с первого раза. А потом началась студенческая жизнь: учеба, общежитие, нехватка денег. Студентами они бегали на «Москинофильм» в надежде обрести хоть какую-нибудь маленькую роль. Но дальше массовки дело не доходило.


На последнем курсе Георгий Мартынюк немало играл в учебных театральной постановких. Один из них – «Проводы белых ночей», дипломный спектакль Петра Фоменко (он обучался в ГИТИСе на режиссерском факультете) прогремел на всю Москву. Тогда в учебный театр нелегко было попасть, спрашивали ненужный билетик. Успехи начинающего артиста привлекли к нему внимание его земляков. К Георгию приехал директор Оренбургского театра и позвал трудиться к себе, обещая дать квартиру. Очень заманчиво! И Георгий уже было настроился после окончания институт вернуться в близкий город, но тут…


Спектакль «Проводы белых ночей» ставился под патронажем руководителя Ўтоличного драмтеатра (нынче знаменитого как Театр на Малой Бронной) А.А.Гончарова. Режиссеру привзглянулся способный студент, и по окончании институт в 1962 году он позвал его в свою труппу. Георгий не стал долго выбирать между Москвой и Оренбургом. С тех пор он так там и работает.


Дебют на экране

В начале своей театральной карьере Георгию Мартынюку довольно долгое время пришлось играть эпизодические роли. Не ладилось сначала и с кино. Это, естественно, расстраивало молодого артиста. Счастье улыбнулось ему в 1963 году, когда Владимир Басов позвал в свою картину «Тишина». Георгий Мартынюк припоминает: «Это был мой первый кинофильм, и он прошел с огромным успехом - это было время «оттепели», в кинофильме немалое касалось культа личности Сталина, потому кинофильм был удачным, удостоенным участия во многих фестивалях. Таким образом, даже не мечтая, первую большую роль я сыграл не в театре, а в кино».


Уже в следующем году Георгий Мартынюк снялся еще в одной картине Владимира Басова «Метель» - экранизации одноименной повести А.С. Пушкина, осуществив роль Бурмина. Среди других работ 60-х гг – роли в деревенской киноповести Григория Чухрая «Жили-были старик со старухой», драме Владимира Довганя «Гибель эскадры», киноповести «Щит и меч».


Личная жизнь

В 60-е годы произошли изменения в личной жизни артиста. Он женился на юный артистке. ўак как первая жена Георгия Мартынюка была москвичкой, то постановился и квартирный вопрос. Некоторое время они с женой жили в коммунальной квартире, а со временем жилищные условия удалось уоптимальныть.


Со своей грядущей второй женой Ниеле Георгий Мартынюк познакомился в больнице, где она работала врачом. Артист, шутя, говорит: «Она на всю жизнь нашла стабильного пациента, а я - домашнего врача». Ўовместно они уже почти три десятка лет.


Знаменский

разворотным этапом в кинокарьере Георгия Мартынюка стал 1971 год. Режиссер Вячеслав Бровкин замыслил снимать телевизионный спектакль «Следствие ведут Знатоки» о участникности совдеповской милиции. Главными функционирующими лицами должны были стать следователи Знаменский, Томин и Кибрит – из начальных букв их фамилий и складывалось: «Знатоки». Георгия Мартынюка Вячеслав Бровкин знал по Театру на Малой Бронной. Ему-то они и предложил роль Пал Палыча Знаменского. На роль Томина режиссер позвал Леонида Каневского, а привлекательную Зиночку Кибрит сыграла артистка Театра-студии киноартиста Эльза Леждей.


Первая серия «Черный маклер» вызвала большой интерес у зрителей. В том же году были сняты серии «Ваше подлинное имя», «С поличным», «Повинную голову», в следующем – еще четыре серии… «Знатоки» задумывавшиеся, как телевизионный спектакль, превратились в реальный телевизионный сериал.


С всякой серией росла и популярность сериала. В середине 70-х в период, когда по телевизору «Знатоки» вели очередное следствие, улицы буквально вымирали. Известная троица следователей пользовалась невообразимой наблизкий влюбленностью. Георгий Мартынюк припоминает: «На меня обрушилась такая лавина славы, что даже по улице нельзя было пройти, чтобы не услыхать: «Пал Палыч!». Мне кажется, люди и фамилии моей настоящей не знали, для них я был – Пал Палыч Знаменский». В чем же была причина такого обожания. Легко люди увидели в «Знатоках» тот самый безукоризненный тип милиционера. Справедливые, обаятельные, дерзкие, интеллигентные.


Для того, чтобы лучше вжиться в образы, «Знатоки» часто приезжали в МУР, присутствовали на допросах, ездили на происшествия, бывали на обысках. Георгий Мартынюк припоминает, как он однажды присутствовал на допросе: «Как вечно, заключенному, молодому парню, нас представили работниками милиции. В какой-то момент следователь не выдержал и наорал на парня, несколько раз даже хлопнул кулаком по столу. Заключенный внезапно повозвратился в мою сторону и сказал: «А вот следователь Знаменский с подследственными вечно говориет только учтиво».


Заложник амплуа

Весь сериал снимался под жестким контролем МВД. Как говорится, никаких шагов ни вправо, ни влево. Из серии в серию «Знатоки» делали одно и то же, и артистам, естественно, это стало приедаться. «Мне порой было даже невеселовато играть эту роль, - признается Георгий Мартынюк. - Там же в нравах ничего не развивалось». Артисты не раз обращались с предложениями привнести какие-нибудь изменения в сюжет, к примеру, добавить своим героям личную жизнь. Но, получая очередной сстоимостьрий, видели все то же самое: допросы, выезды, следствия, и артистам ничего не оставалось, как надевать свои нормальные маски.


Роль Знаменского принесла артисту не только всесоюзную славу и влюбленность, она почти прикрыла Георгию Мартынюку двери в большое кино. Режиссеры не желали звать его в свои кинофильмы, - артист стал слишком узнаваемым. За два десятилетия он принял участие в двадцати двух сериях «Знатоков» и лишь в паре-тройке кинофильмов. Да и в тех картинах запомнилась, пожалуй, лишь одна небольшая роль Лужина («А зори тут спокойные»).


А в это время в театре Георгий Мартынюк играл самых многообразных персонажей, часто специфических и кинокомедийных. За годы работы в театре он был занят в театральной постановких: «Лулу» Ф. Ведекинда (Щиголих); «Метеор» Ф. Дюрренматта (Великий Мюггейм); «Если…» С. Алешина (Крылов); «За час до полуночи» (Эрих Гансен); «Гроссмейстерский балл» (Филипп); «Уйти, чтобы остаться» (Вадим); «Счастливые дни нерадостного человека» А. Арбузова (Первый); «Дон Жуан» Ж. -Б. Мольера (Пьеро); «Мать Иисуса» А. Володина (Римлянин); «Занавески» (Петр); «Отпуск по ранению» В. Кондратьева (Николай Егорович); «Ўтолица - Петушки» В. Ерофеева (Веничка Ерофеев); «Солдатами не рождаются» К. Симонова (Захаров); «Золотая карета» Л. Леонова (Тимоха); «Варвары» М. Горького (Прибыткин); «Пучина» А. Н. Островского (Боровцев); «Леший» А. П. Чехова (Орловский); «Дурак» Ф. М. Достоевского (Епанчин); «Король, дама, валет» В. Набокова (Мен).


Истина и в театре порой приходилось ненетрудно, - театралы ведь тоже смотрят телевизор, и у них часто формируется стереотипное восприятие. Георгий Мартынюк припоминает, как они с Леонидом Каневским играли в постановке «Обвинительное заключение». Их персонажами были два зека. Естественно, когда открывался занавес, и зрители видели на нарах известных Знаменского и Томина, то вначале их брала оторопь, а потом начинался поголовный гогот. Бывало, из-за этого спектакль не могли приступить минут пятнадцать.


90-е годы

Последняя серия «Знатоков» - «Мафия» - вышла на экраны в 1989 году. На этом кинокарьера Георгия Мартынюка на долгое время прекратилась. Он припоминает: «Время было безусловно неясное. И наша работа замерла. Кино не снимали, в театры тоже люди перестали ходить. Видимо, было не до этого. Часто на спектакле зрителей в зале было меньше, чем артистов на арене. Отсюда и физические проблемы. Как у всех в то время...»


В эти нелегкие годы единственным утешением для Георгия Мартынюка оставался театр. Да, зрителей было мало, но что сделать, даже для одного зрителя нужно играть с полной отдачей. Бывало, что артист подрабатывал в рекламе. Там уплачивали нанемало больше, чем за творчество на арене. Гримасы неясного времени…


Возвращение

Когда в конце 90-х Георгия Мартынюка позвала в свою картину «Тайны дворцовых переворотов» режиссер Светлана Дружинина, это стало для него приятной внезапностью. Тем более что и персонаж достался артисту абсолютно для него особенный - архиепископ Феофан Прокопович. Он признается, что эту роль тогда сыграл с большим наслаждением.


А в 2000 году вдруг возникла мысль воссоздания «Знатоков». Режиссером нового сериала выступил Владимир Хотиненко. На роли Знаменского и Томина позвали все тех же Георгия Мартынюка и Леонида Каневского, а вот с Кибрит… Отличная артистка Эльза Леждей к тому времени уже ушла из жизни. Решено было ввести в сериал нового следователя – Китаеву. Эту роль доверили Лидии Вележевой.


Новые серии «Знатоков» вышли, когда телеэкран был наводнен детективными сериалами. Тем не менее, сначала зрители восприняли продолжение с экстазом. Видимо сказалась ностальгия. Сам Георгий Мартынюк припоминает: «Это тот эпизод, когда зайти в одну и ту же реку дважды было приятно. И волнительно!» В следующем году были сняты еще шесть кинофильмов, но они уже не вызвали большого интереса. Волна ностальгии прошла…




Комментарии
Внимание! Вся информация на сайте собирается автоматически из открытых источников и не претендует на 100%-ную достоверность. Если Вы обнаружили неточность или ошибку, пожалуйста представьтесь и сообщите об этом в комментариях. Если в тексте очень много грамматических ошибок, значит он сгенерирован автоматически и будет исправлен по мере прохода ручной редакции. В комментариях запрещено неуважительное отношение к персонам, администрации и к другим комментаторам.
Саша
очень безграмотно написано, хотя узнать о жизни и творчестве актера, очень приятно
14 февраля 2014 11:06

Случайные биографии
Фото Джеки Чан

Джеки Чан

Джеки Чан, настоящее имя Чан Конг Сунг, родился 7 апреля 1954 года в Гонконге. Родители Чарльз Чан и Лили Чан работали дворецким и горничной в
Фото Энтони Зербе

Энтони Зербе

Энтони Зербе был рожден на Лонг Бич, штат Калифорния. Америкосский артист. В девятнадцать лет кинул колледж в Помоне, чтобы переехать в Нью-Йорк и
Фото Валерий Николаев

Валерий Николаев

С ребяческих лет Валерий Николаев серьезно увлекался спортом. К восьмому классу он успел достичь неплохих итогов в гимнастике и готовился сдавать на
Фото Брюс Уиллис

Брюс Уиллис

Уолтер Брюс Уиллис Родился 19 марта 1955 года в Западной Германии, в городе Идар-Оберштейн. Из четырех детей в семействе Брюс был самым старшим.
Фото Фэй Рэй

Фэй Рэй

В Нью-Йорке на 96-м году жизни скончалась артистка Фэй Рэй, сыгравшая ведущую роль в кинофильме "Кинг-Конг" 1933 года. "Я обрела за
Друзья
Яндекс.Метрика


© Биографии актеров 2011 - 2016. При использовании материалов сайта, активная ссылка на http://actordb.ru обязательна!