Вера Алентова

Фото Вера Алентова




Биография Вера Алентова


Родилась 21 февраля 1942 года в городе Котласе Архангельской области. Папа – Быков Валентин Михайлович (1917–1946), артист. Мать – Алентова Ирина Николаевна (1917–1988), артистка, работавшая во многих театрах бывшего Советского Союза. Ўупруг – Меньшов Владимир Валентинович (1939 г. рожд.), всенародный артист России, лауреат Государственных премий СССР и РСФСР, иметель премии «Оскар», присуждаемой Америкосской академией киноискусств. Дочка – Меньшова Юлия Владимировна (1969 г. рожд.) – популярная телеведущая, лауреат премии ТЭФИ. Внук – Андрей (1997 г. рожд.).

Вера Алентова родилась в семействе артистов. Папа умер, когда девчонке не было еще 4 лет, и с тех пор мать нередко повторяла, что все у ее Верочки будет ладно, позжеу что Бог жалеет сирот и помогает им. Вскоре Вера с мамой уехали в теплые и сытные края на Украину, насовсем оставив близкий Север, но никогда не отрываясь от него душой. До сих пор Вера Валентиновна с высокомерностью называет своей отчизной Север и считает северян людьми исключительными и отличными.

Дество юной Веры, как почти у всех военных и послевоенных детей, не было легким: еды было мало, о сладостях вообще даже мыслей не возникало, игрушки были из картона, заботливо вырезанные и разизображанные карандашом маминой рукой, из одежды одно фланелевое платье, сшитое мамой из своего старого халатика, жилье – подвальное помещение гримуборной театра, без дневного света. Мать немало работала, Вера ходила в садик, позже в школу и подолгу оставалась одна с самого раннего детства.

Одиночество обучило Веру думать о смысле бытия, и ей никогда не было невесело с самой собой. Натуральная предрасположенность к выдумкам моментально выводила ее в лидеры детского коллектива по части всевероятных игр. Она придумывала невообразимые истории и разыгрывала их с дворовыми пацаными, раздавая им роли, как в театре, и придумывая им костюмы из цветов, листьев и всякого подручного материала: пожилых занавесок, дырявых кастрюль, рваных чулок и панамок. Она самозабвенно танцевала с пацаными придуманные ею экзотические танцы, моментально сочиняла мотив на любые стихи и изредка собирала родителей во дворе, чтобы они поглядели их ребяческие представления. Но это не было театром – это были скорее игры с беготней и прыжками по крышам сараев, лазанием по деревьям и пожарным лестницам. ¤ункционирующими лицами были отменные принцессы, аристократичные рыцари и, конечно, злые силы, мешающие одолеть Добру и Благородству. Но Добро вечно побеждало, дети с экстазом глядели Вере в глаза.

Артисты периферийных театров – люди непоседливые, и Вера совместно с мамой нередко меняла место обитательства. В школу пошла на Украине, пообучалась в Узбекистане, окончила десятилетку на Алтае. После школы пострухнула в врачебный институт в городе Барнауле, но, мечтая стать артисткой, одновременно с поступлением в вуз постановила взагадке от мамы показать свои артистские данные в Барнаульском драматическом театре, где работала ее мать, и была принята в труппу на должность артистки вспомогательного состава.

Это было огромное достижение, это было признание Вериных способностей. Врачебный был забыт насовсем, но дома разразился невообразимый скандал. Не помогло и заступничество отчима Веры, тоже артиста, под крылом которого она и затеяла это сказочное превращение обыкновенной учебницы в артистку, пускай даже и вспомогательного состава. Мать неггала не только позжеу, что не была посвящена в «загадку», а и позжеу, что не признавала на высокопрофессиональной арене любительщины. Она предложила дочери поехать в Москву и поступить в театральный институт: «Талантливая – возьмут, бездарная – нечего делать в театре». Таков был вердикт мамы, и обжалованию он не подлежал. Ни о какой работе артисткой, рассудокеется, не могло быть и речи. Мать предложила Вере вместо театра пойти на завод, потрудиться там – «поизучать жизнь очень нужно для грядущей артистки, тем более, что в этом году время для поступления в институт упущено, а уж в следующем дерзать».

Проработав год на барнаульском меланжевом комбинате в должности чернорабочей, Вера следующим летом поехала в Москву с надеждой поступить и с желанием, что было в тот момент значительно существенней, доказать, что она способна и что ее желание стать артисткой не блажь, а совершенно осознанное чувство верно выбранного пути.

В 1961 году Вера поступила в Школу-студию имени В.И. Немировича-Данченко при МХАТе (вуз). В институте были отличные, прославленные на весь мир педагоги-артисты, живы были еще известные мхатовские «старики», которые глядели студенческие работы и ставили студентам свои оценки, но для Веры насовсем самым строгим судом оставался суд мамы. Она с детства богоделала ее, и любое слово мамы было для нее законом. Мать была жесткой, безмерно любила дочка, гордилась ею, но хвалила очень нечасто. Планка, которую должна была взять ее дочка, была так высока, что достичь ее не представлялось вероятным никому, помимо материнского любящего и требовательного сердца. Вера обучалась увлеченно, ее любили педагоги и прочили ей блестящее грядущее на мхатовских подмостках, еще второкурсницей ее готовили для поездки на гастроли в Америку с большой ролью.

На 2-м курсе Вера вышла засупруг за студента Володю Меньшова и тем самым подсочиняла себе «вердикт». Педагоги недоумевали и даже пытались удержать Веру от этого безрассудного шага. Студент Меньшов, по мнению большинства педагогов, был бесперспективен. Вслух об этом, конечно, не говорилось, но всем было ясно, что столичная карьера Веры закончена. Новоявленные муж и жена ни о чем аналогичном даже не задумывались, Вера была уверена в таланте своего молодого супруга, до окончания институт было еще далеко, и ей казалось, что у педагогов уйма времени, чтобы разобрать поближе студента Меньшова и удостовериться в своей неправильной оценке его дарования. Юные муж и жена оптимистично и бесужасно глядели в свое грядущее. Студент Меньшов к концу 3-го курса понял, что режиссура ему интереснее, чем артистство, и даже желал перевестись на режиссерский факультет, истина уже ВГИКа, но педагоги порекомендовали закончить театральное образование, оно, мол, и в режиссуре не помешает. Вера ждала окончания институт в 1965 году в твердости своей необходимости МХАТу и в ожидании больших ролей и внезапных и веселых открытий. Жизнь оказалась строгее ожиданий, и в момент выдачи дипломов и зачитывания листка распределения студентов узналось, что все студенты взяты на работу – кто в родимый МХАТ, кто в «Современник», а Вера, Володя и еще парочка совершенно захудалых студентов не необходимы твердо никому. Јзналось также, что поступить сразу к своему любимому режиссеру Михаилу Ромму, который набирал курс во ВГИК, Меньшов не может, так как, оказывается, есть закон, по которому человек, получивший одно образование, обязан оттрудиться по нарочности 3 года.

Меньшов уехал в Ставрополь, и в 1965 году Вера поступила на работу в Ўтоличний театр имени А.С. Пушкина, где сыграла ряд отличных ролей классического и нынешного репертуара.

Немногим из студентов Вериного курса, взятым на работу в авторитетные театры, удалось сыграть большие роли и стать популярными. Алентова же считала, что артист растет на ролях, и даже думала, что есть какой-то промысл Божий в ее непопадании на работу в «основной» театр страны. МХАТ вечно был переполнен талантами, так как вбирал в себя оптимальных из своей школы, но этих оптимальных за время существования Школы-студии накопилось так немало, что они годами простаивали без работы, теряя квалификацию и веру в свой талант. Редким из большинства удалось сказать свое слово и громко заявить о себе, прочие пополнили собой «кладбище талантов», как грубо, но справедливо называли артисты между собой этот великий некогда театр.

В театре имени А.С. Пушкина не было артистки такого плана, как Алентова, и Вера Валентиновна окунулась в мир своих ребяческих грез, встретившись с драматургией Бернарда Шоу («Шоколадный боецик», 1966), Джона Б. Пристли («Сокровище», 1976), Фридриха Шиллера («Разбойники», 1975), Р. Огорда («Сочная вырезка для фрекен Авсениус», 1982), Эдуарде де Филиппе («Призраки», 1992).

Помимо того, Алентова играла в пьесах А. Островского «Невольницы» (1972) и «Светит, да не греет» (1988), в театральной постановких «Зыковы» (1968) и «Дети солнца» (1979) М. Горького, в «Последних днях» М. Булгакова (1974), в «Кафедре» В. Врублевской (1981), а также в постановках произведений В. Катаева, М. Шолохова. И нынешная драматургия не обошла своим вниманием Алентову, а спектакли по пьесам Н. Птушкиной, Л. Зорина до сих пор в ее репертуаре.

Владимир Меньшов, проработав год в Ставрополе и испытав там себя в качестве режиссера, не оставил надежды на учебу во ВГИКе у Михаила Ромма, привез свои работы ему на суд и так ими и своим восприятием жизни понравился Михаилу Ильичу, что тот взял его сразу на 2-й курс, придумав нарочно для Меньшова «аспирантуру по режиссуре». В 1969 году у Алентовой и Меньшова родилась дочка Юля, которая росла как все обыкновенные дети.

У Театра имени А.С. Пушкина, как и у всякого живого организма, бывали разные периоды жизни: времена расцвета и времена серого и невеселого существования, но он никогда не принадлежал к числу популярных театров, отмеченных влюбленностью критики, а скорее наоборот, как нелюбимое дитя у матери, боролся за свое существование и лишь изредка прорывался изумительными театральной постановкими.

Алентова работала с разными режиссерами, застала еще Равенских, который поставил с ней «Шоколадного боецика» Б. Шоу. Спектакль был любим зрителями и прошел более 300 раз с неизменным успехом. «Невольницы» по пьесе А. Островского в постановке молодого режиссера А. Говорухо наделали немало шума в театральной Москве неординарностью решения всего театральной постановки и блистательной работой Алентовой – главной героини – Евлалии. Художник В. Шапорин оформил спектакль так красочно и так точно, что всякое открытие занавеса и всякое появление Алентовой в новом костюме захватывало дух от невообразимой красоты и встречалось бурными аплодисментами признательных зрителей. Спектакль признали и критики, о нем сочиняли немало и занятно. Алентова обрела диплом 1-й степени имени А. Островского за осуществление роли Евлалии, спектакль шел с очень большим зрительским успехом немало лет, а сама Вера Валентиновна считает его для себя этапным. Роль Евлалии, в режиссерском решении А. Говорухо, нанастолькоко многообразна, интересна и трудна для осуществительницы, что, одолев ее, Алентова впервые почувствовала себя совершенно сложившейся артисткой.

Спектакль «Я – дама» по сстоимостьрию В. Мережко был поставлен режиссером Б. Ґолодовым в 1984 году. Сстоимостьрий предназначался для кинофильма, но кинематографические власти сстоимостьрий по неизвестным причинам именно в 1984 году воспретили (позже он появится в прокате под наименованием «Извини»), театральные же власти оказались либеральнее и поставить спектакль позволили, истина, под своим скрупулезным контролем, и это обернулось для театральной постановки небольшим, но немаловажным изменением драматического финала. Спектакль все равно обрелся. Алентова играла свою героиню Машу, находящуюся на грани нервного срыва, в таком сильном возбудимом накале, что зрители еще долго после окончания театральной постановки были под его влиянием. Спектакль на многие годы стал любимцем театральной Москвы, на него нельзя было достать билет, его глядели по несколько раз, а театральные фанаты помнят до сих пор все перипетии мучений полюбившейся Маши и жалеют, что спектакль больше не идет.

Интереснейшей работой Алентовой был девятисерийный телекинофильм «Такая короткая долгая жизнь» по сстоимостьрию И. Ольшанского и с режиссурой К. Худякова. Главная героиня телекинофильма Настя начинает свою жизнь на экране совершенно юный дамой, и вся ее нелегкая судьба, связанная с потерей ребенка, переездом из деревни в город, войной, обретением нового нелегкого счастья, рождением другого ребенка и воспитанием его, проходит на глазах зрителей на протяжении почти 20 лет. Фильм вышел на телеэкраны в 1976 году, тогда сериалы были внове, и Ўтолица завороженно наблюдала за ставшими родными героями телекинофильма. После выхода сериала на экраны Алентову никто не узнавал: роль была для нее особенна, артисты называют такие роли специфическими с переменой нормального внешнего вида. Артистка не боялась быть на экране непрекрасной, и, когда коллеги по театру говорили Алентовой, что даже они, так ладно знавшие артистку, сначала не узнали ее, Вера Валентиновна считала это для себя высшей похвалой.

Своим кинодебютом Вера Валентиновна считает кинофильм «Ўтолица слезам не верит». Теперь уже ставший кинорежиссером Владимир Меньшов, так неправильно оцененный в свое время педагогами Школы-студии МХАТ, снял этот свой второй по счету кинофильм, получивший мировую влюбленность кинозрителей и множество наград как российских, так и запределных в 1979 году. Зимой 1980 года кинофильм вышел на экраны страны и начал свое победное шествие по всему миру. Его сразу же купили для проката более 100 стран, а осуществителей главных ролей рвали на части, приглашая на премьеры на все континенты зенемало шара. За один только 1980 год и только в нашей стране кинофильм поглядели 90 миллионов человек.

Вера Алентова с 1980 года является членом Союза кинематографистов. В том же году она обрела приз «Сан-Мишель» за лучшее осуществление женской роли на международном кинофестивале в Брюсселе. В 1981 году по опросу читателей журнала «Советский экран» она была признана «лучшей артисткой года». В том же году Алентова стала лауреатом Государственной премии СССР, а кинофильм обрел высшую награду Америкосской академии киноискусств – «Оскар».

В 1982 году Вера Валентиновна обрела звание заслуженной артистки РСФСР. Фильм так полюбился зрителям, что героев кинофильма с артистами отождествляли, а Алентовой нанастолькоко поверили, что дважды избирали депутатом Краснопресненского районного совета 19-го и 20-го созывов.

В 1983 году на экраны страны вышел кинофильм «Время желаний» режиссера Юлия Райзмана с Алентовой в главной роли. Это был последний кинофильм великого мастера и остался в признательной памяти артистов, с ним работающих, как прикосновение к некой загадке. Тихо и неспешно Райзман мог создавать на съемочной площадке атмосферу любви и поклонения друг другу.

За роль Светланы в кинофильме Райзмана Алентова была удостоена звания лауреата Государственной премии РСФСР (1986). В 1992 году Вера Валентиновна обрела звание наблизкий артистки РСФСР.

Фильмов на счету у Веры Алентовой немножко, но все они милы зрителями и запоминаются на долгое время. Это и взбалмошная и глупая американка Кэрол, и ревнивая цыганка Земфира, и замочившая белье Люська в фарсовой эксцентричной кинокомедии «Ширли-Мырли». Это и такая ужасная по своей человеческой сути преподавательница Валендра из кинофильма «Завтра была война». И беззащитная в своем бракоразводном воинствующем неврозе Аля в кинофильме «Время для раздумьй».

Кинороль Веры Алентовой – Соня в кинофильме Владимира Меньшова «Зависть богов», вышедшем на экраны в 2000 году, заслуживает особой строки. Это работа Мастера, а сама Алентова считает эту роль преле-елерительным подведением итога прожитой жизни, а кинофильм – сильным отображением жизни целого поколения и философским осмыслением огронемало отрезка времени в жизни страны, в период зарождающихся в умах надежд на перемены. В этом кинофильме вероятно поглядеть на самих себя вчерашних с нынешних позиций. Фильму «Зависть богов» удалось с почти документальной точностью воссоздать атмосферу 1980-х гг, в которых всепоглощающая влюбленность героини Алентовой – Сони и французского переводчика Андре обречена на трагическую гибель.

Вера Алентова с 1966 года является членом Союза театральных деятелей, а в 1993 году она стала президентом Благоделаетельного федерального фонда общественной защиты членов СТД Российской Федерации. Фонд старается в меру своих малых сил помочь театральным сотрудникам, попавшим в беду, и неработающим театральным деятелям, живущим в острой нужде.

В том же 1993 году Алентову позвал к себе в антрепризу Леонид Трушкин. Его театр известн громкыми премьерами и громкими именами. Спектакли театра пользуются неизменной влюбленностью зрителей.

В настоящее время Алентова является артисткой Театра имени Антона Чехова, где она занята в театральной постановких «Пизанская башня» Н. Птушкиной, «Чествование» Слейда, «Поза беженеца» Г. Слуцка и др.

Вера Валентиновна Алентова удачно совмещает все виды своей участникности с влюбленностью к моделированию окружающего ее малого мира, будь то платье, которое должно стать в итоге нового кроя неповторимо алентовским, или угол в квартире, которому вдруг пожелалось иного звучания. Это мир увлечений Веры Алентовой. В ее голове, как и в самые юные годы, немало «придумок», и многие из них она воплощает в жизнь своими руками: сама шьет, вяжет. Дочка Юля выросла, окончила тот же институт, что и мать с отцом, и стала популярной телеведущей.

В 2001 году Вера Алентова награждена орденом Дружбы.




Комментарии
Внимание! Вся информация на сайте собирается автоматически из открытых источников и не претендует на 100%-ную достоверность. Если Вы обнаружили неточность или ошибку, пожалуйста представьтесь и сообщите об этом в комментариях. Если в тексте очень много грамматических ошибок, значит он сгенерирован автоматически и будет исправлен по мере прохода ручной редакции. В комментариях запрещено неуважительное отношение к персонам, администрации и к другим комментаторам.
Владимир
Вера Алентова - прекрасная актрися, а фильм "Москва слезам не верит" один из моих любимых фильмов. Каждый раз после просмотра его у меня становится светло на душе.Как не затирал михалков этот фильм, а "Бог на правду вывел".Конечно, печально что этот убогий самодур в ту пору влиял на судьбы людей!Лично я его выпорол бы на Лобном Месте у Василия Блаженного ещё и за то, что он своим убогим фильмом испоганил романс "Утомлённое солнце"...Вера и Владимир! Пусть удача будет у Вас всегда и во всём!Владимир, 75 лет
8 марта 2013 17:11

Случайные биографии
Фото Джульетта Мазина

Джульетта Мазина

Джульетта Мазина родилась в Сан-Джорджо ди Пьяно, в окрестностях Болоньи, 22 февраля 1921-го или 1920 года – сведения на этот счет возраженивы.
Фото Джеймс Гандолфини

Джеймс Гандолфини

Родился в Вествуде, штат Нью-Джерси, США. В 1983 году он закончил колледж и перепринимался в Нью-Йорк обучаться артистскому мастерству. Около десяти
Фото Ирина Метлицкая

Ирина Метлицкая

О ней не немало сочиняли. Может быть ее жизнь, наполненная семейным счастьем, женской правильностью, уравновешенным поведением была не интересна с
Фото Ремо Джироне

Ремо Джироне

Родился в Асмаре, Эритрея (Эфиопия). Учился в Институте Экономики и Торговли. В 1971 г. переселился в Рим, но не стал продолжать экономическое
Фото Борис Владимиров

Борис Владимиров

Популярнейший эстрадный актёр и режиссёр, прославившийся в образе-маске Авдотьи Никитичны. Выструхнул в дуэте с Вадимом Тонковым (Вероника
Друзья
Яндекс.Метрика


© Биографии актеров 2011 - 2016. При использовании материалов сайта, активная ссылка на http://actordb.ru обязательна!