Такеши Китано

Фото Такеши Китано




Биография Такеши Китано


Говоря сегодня о роли и культурологическом значении азиатского кинематографа в нынешном кинопроцессе нельзя обойти стороной фигуру одного из влиятельнейших и авторитетных режиссёров Японии - Такеши Китано. 1997 год является точкой отсчёта азиатской "атаки" на все междувсенародные кинофестивали мира, начиная от Торонто и заканчивая Брюсселем. Именно в этом году "Фейерверк", мало знаменитого в то время широкой публике, Такеши Китано зарабатывает высшие награды в Каннах и Венеции.


Китано был рожден в рабочих микрорайонах Токио, держава была оккупирована американцами, на жизнь приходилось зарабатывать нисколько не творческой работой. ®ный Такеши успел потрудиться лифтёром, привратником, официантом, узнав строгие нравы влиятельной якудза. Он до сих пор не любит отвечать на вопросы, касающиеся его детства и отношений с японской мафией. Все ответы есть в его кинофильмах. Именно эти две темы "сопровождают" режиссёра на протяжении всей его карьеры. Насилие и влюбленность, смерть и рождение, Инь и Янь; даже лицо Китано вечно производит двойственное впечатление, когда одна половинка улыбается, вторая вечно серьёзна. Травма, частичный паралич лицевого нерва, приобретенная в итоге автомобильной катастрофы в начале 90-х, являет собой "безграничную" диалектику, как жизни, так и творчества режиссёра.


В 1971 году Китано совместно со своим другом Киёши Канеко создаёт комический дуэт "Два четвертака" (Two Beats); немало позже, когда о былом сотрудничестве останутся только воспоминания, он возьмёт псевдоним "Beat Takeshi" в память о первых шагах в шоу-бизнесе. А они были дальни от тех фантазий, которые представляли себе друзья. Ўначала "Два четвертака" выструхнули в стрип-клубах, развлекая публику в перерывах между стриптизом. Только через два года последовало предложение телепродюсера, и уже в 1976 году Китано и Канеко получают приз одной японской телекомпании как оптимальный комический дуэт. Количество передач, в которых принимает участие Такеши, быстро растёт. "Бывали дни, - припоминает режиссёр, - когда меня можно было увидеть в пяти-семи передачах одновременно".


В 1983 году на экраны выходит картина Нагисы Осимы "Счастливого Рождества, м-р Лоуренс". События ленты проходят на острове Ява в 1942 году. В японском лагере для америкосских военнопленных встретились два сослуживца. Один из них недавно избежал смертельного вердикта благодаря вмешательству японского местного командира - фанатичного, но открытого офицера. Другой - завоёвывает доверие и почтение руководителя лагеря. Фильм, сочетающий в себе признаки психологической драмы и философской притчи, не только подчёркивает что понятия гуманизма и жестокости не тождественны в разных культурах, но и показывает взаимоотношения людей, безусловно отличающихся друг от друга по психологии. Картина была восторженно встречена в Европе, в том числе и Каннах, но не была оценена в Японии. Роль сержанта О'Хара осуществил Китано, что вызвало ещё больше вопросов у японской публики. На протяжении двух часов милый комик ни разу не пошутил. Но сейчас, по прошествии, почти двадцати лет, именно эта лента вызывает наиболее значительный интерес у поклонников Такеши Китано, дающая им вероятность увидеть любимого актёра и режиссёра в начале своей кинематографической участникности. Несмотря на возраженивость мнений, вызванных кинофильмом, это был неплохой старт. Снявшись у Осимы, в компании культовых Дэвида Боуи и Рюичи Сакамото, Китано засоветовал себя, как актёр способный на, почти моментальное, перевоплощение с большим диапазоном эмоций и чувств.


Далее следует череда мало запоминающихся ролей в кинофильмах, художественные ценности которых остаются под большим вопросом. В 1989 году Китано даёт согласие на съёмки в кинофильме "Крутой коп", японский вариант иствудского "Грязного Гарри", но из-за напряжённого графика на тв ни один режиссёр не хочет подстраиваться под актёра. Продюсеры идут на риск и предлагают Китано самому режиссировать кинофильм. Так, актёру, приходится возглавить съёмочный процесс, и с этой задачей он удачно разбирается.


Некогда всего, Китано начинает работу со сстоимостьрием, им дописывается ряд ключевых сцен. "Задача была в том, - припоминает он, - что я никогда не снимал кино и никогда этому не обучался. Но у меня была команда, ладно пообтесавшаяся в этой индустрии и превосходно изучившая все технические методы, учрединные на западных воздействиях, - употребление подвижной камеры, разных углов съёмки. Но в Японии нельзя форсировать движение камеры хотя бы позжеу, что при этом в кадр вечно полетит что-нибудь лишнее. Так вот я вступил в бой со съёмочной командой, чтобы они снимали почти недвижимой камерой". Документальная статичность и невообразимая (для конца 80-х) жестокость, вот визитные карточки режиссёрского дебюта Китано. В смертельном поединке между полицейским Азуму и убийцей Киохоро нет "плохих" и "хороших". Тот и другой, добилсяают поставленных целей любыми способами и средствами, невзирая ни на что, в том числе и родных; в финале, Азуму убивает свою сестру, посаженную якудза на иглу. Несмотря на явные новаторства, использованные Китано, кинофильм был встречен прохладно. Образ жестокого полицейского никак не вязался с тем комиком, который веселил всю Японию по выходным. Пришло время делать окончательный выбор между твм и кино, Китано не принудил себя долго ждать.


В 1990 году на экраны выходит "Точка кипения", запутанная история о токийских подростках помешавших якудза, и пытающихся найти выход в этой ненесложный, грозящей им смертью, ситуации. Режиссёр играет жестокого якудза Уехару, задолжавшего деньги боссу мафии и не желающий возвращать свой долг. Герой Китано появляется во второй половине кинофильма и погибает за десять минут до конца, но оставляет еле-еле ли не самое сильное впечатление от картины. "Я скудно использовал диалоги, - припоминает режиссёр, - позжеу что кино по природе своей должно быть немым. Изредка я представляю себе "предельное кино" (ultimate film) - кинофильм, состоящий из семи слайдов без музыки или диалогов, который всё равно заводит публику. К тому же я вначале был комиком, то есть на протяжении долгого времени высокопрофессионально имел дело со словом. Позжеу льщу себе идеяю, что имею полное представление о власти языка. И по моей философии от скудности диалогов выигрывает не только нарисовательный ряд, но и сами диалоги". Китано продолжает минимизировать словесную часть картины дабы напряженить художественный эффект от визуального ряда.


В 1992 и 1994 годах режиссёр пробует себя в жанровых лентах - "Сцены у моря" и "Кого-нибудь снял?". Обращение, как к мелодраматическому, так и к кинокомедийному сюжетам не привносит чего-то нового в творческий путь Такеши Китано. Где нужно хохотать, зрители "послушно" смеются, где необходимо смахнуть накатившуюся слезу, зрители достают платки. Эти ленты не принесли Китано существенного успеха. Но между съёмок этих лент, появляется "Сонатина", после которой режиссёр заходит в пантеон классиков японского кинематографа.


Герой кинофильма - гангстер Муракава (его сыграл Китано), начальник среднего звена Токийской якудза. Когда на Окинаве начинается жестокая война между бандитскими кланами, Большой босс принимает решение послать "бригаду" Муракавы для урегулирования конфликта. В начале кинофильма зритель видит грозных бандитов готовых выполнить каждый приказ, но в ходе ожидания указаний начальства, якудза живут обыденной жизнью - устраивают фейерверки, разучивают всенародные танцы, слушают философские притчи Муракавы, оказываясь, не смотря на свой строгый вид, людьми ранимыми и умеющими сопереживать. Китано мого моделирует ситуацию, вводя в повествование компоненты кинокомедии, триллера, мелодрамы.


В 1994 году Китано полетит в аварию, на всю жизнь "отпечатавшуюся" на лице режиссёра. По его словам, он понял, что должен поменяться. В 1996 году он снимает "Детки возвращаются", история друзей пошедших по жизни разными путями, но сохранившие отношения, даже тогда, когда судьба сталкивает их лоб в лоб. При обыкновенном антураже - драки, убийство, супругская дружба, изменяется киноязык, которым режиссёр рассказывает свою историю. "Детки возвращаются" имел сильный кассовый успех и был принят западной кино социальностью.


В 1997 году на экраны выходит один из оптимальных японских кинофильмов десятилетия - "Фейерверк". Этот кинофильм нередко сравнивают с "Сонатиной"; но при определённой смысловой схожести "Фейерверк" выигрывает за счёт возросшего режиссёрского мастерства Китано. Бывший полицейский Ниси - собирательный образ всех героев предыдущих кинофильмов режиссёра. Его невообразимая жестокость в отношении мафии успешно "соседствует" с самоотверженной влюбленностью к жене и ласковой дружбе с инвалидом Хорибе. "Фейерверк" становится эталонным кинофильмом жанрового полицейского кино.


"В конце рекламной компании "Фейерверка" - говорит Китано, - я почувствовал, что сыт по горло этими безграничными разговорами о насилии в моих картинах. Я постановил, что сделаю что-то абсолютно из другой области. Это можно сравнить с едой: если потреблять любимую пищу всякий божий день, то рано или поздно ты её возненавидишь. Я нашёл невообразимо занятной идею о нехорошом парне, который совершает хорошие поступки безусловно нечаянным образом". Так, в 1999 году, в Каннах состоялась премьера "Кикуджиро". Главный персонаж, не может похвастаться хорошим вкусом, он не любит трудиться, но, зато не долой поиграть на скачках, и частенько разрешает жизненные проблемы с помощью кулаков. Но именно ему приходится сопровождать девятилетнего Масао в поисках своей мамы. После оглушительного успеха "Фейерверка" любая новая работа Китано вызывает неизменный интерес зрителей и критики. "Благодаря" проискам Кроненберга возглавлявшего в 1999 году Каннский кинофестиваль режиссёр уезжает с лазурного побережья без призов; что вообще-то, не помешало ему обрести приз ФИПРЕССИ и награду в номинации "Оптимальный актёр" на международном кинофестивале в Вальядолиде. На отчизне "Кикуджиро" был признан последним шедевром XX века.


В 2000 году, спустя 17 лет, Китано снимается в "Табу" Нагисы Осимы исполняя роль наставника самурайского отряда Тошизо Хиджиката. В этом же, 2000 году, на экраны выходит гангстерский кинофильм "Брат якудзы" представляющий собой попытку совместить японский колорит с америкосскими легкорами. Аники Ямомото приезжает в США, дабы на месте разоприниматься с киллерми своего брата. На нынешний день, это, пожалуй, самая невезухная работа Такеши Китано, на что, вдальнейшем, сетовал и он сам. Гигантомания Голливуда легко проглотила все идеи заложенные автором, превратив кинофильм в "ещё один восточный боевик".


Решив передохнуть от режиссёрского бремени, он снимается у японского классика Кинзы Фукасаку; "Королевская битва" - одна из наиболее громких и обсуждаемых премьер 2001 года. Сцены истребления себе сходных, под неусыпным взглядом учителя Китано производит сильное впечатление.


В этом году на Венецианском кинофестивале больше всего ждали "Кукол" - новой ленты Такеши Китано, повествующей о взаимоотношениях молодых людей. Фильм был с воодушевлением встречен публикой, что не отразилось на наградах фестиваля. Китано уехал ни с чем.


Сегодня он может себе это разрешить; превратившись из комика в стрип-клубе в олицетворение японского кино на Западе...




Комментарии
Внимание! Вся информация на сайте собирается автоматически из открытых источников и не претендует на 100%-ную достоверность. Если Вы обнаружили неточность или ошибку, пожалуйста представьтесь и сообщите об этом в комментариях. Если в тексте очень много грамматических ошибок, значит он сгенерирован автоматически и будет исправлен по мере прохода ручной редакции. В комментариях запрещено неуважительное отношение к персонам, администрации и к другим комментаторам.

Случайные биографии
Фото Анна Карина

Анна Карина

Настоящее имя Ханна Карин Бларк Беер (Hanne Karin Blarke Beyer). Датская осуществителница главных ролей, в основном в французских кинофильмах,
Фото Рэйф Файнс

Рэйф Файнс

Источник информации: журнал "7 дней" No.11, 2000. Род Файнсов уходит корнями в средневековье, и имена всех пнечастов Рэйфа по папиной линии
Фото Фредерик Дифенталь

Фредерик Дифенталь

Молодая звезда французского кино Фредерик Дифенталь прославился на весь мир после успеха комедии «Такси», где он сыграл опасливого полицейского. В
Фото Колин Ферт

Колин Ферт

Колин Фирт был рожден в Великобритании, в Хэмпшире. Папа Колина обучал истории в колледже короля Альфреда в Винчестере. Свое раннее ребячество Колин
Фото Тэйлор Лотнер

Тэйлор Лотнер

Тэйлор Дэниел Лотнер родился 11 февраля 1992 года в небольшом городке Гранд-Рапидс штата Мичиган в семье пилота авиалинии Midwest Даниела и работника
Друзья
Яндекс.Метрика


© Биографии актеров 2011 - 2016. При использовании материалов сайта, активная ссылка на http://actordb.ru обязательна!