Николай Еременко

Фото Николай Еременко




Биография Николай Еременко


Родился 14 февраля 1949 года в Витебске, в семействе Народного артиста СССР Николая Николаевича Еременко и Наблизкий артистки Белороссийской ССР Галины Александровны Орловой. Н.Н.Еременко-старшой в 1948-1959 годах был артистом театра им. Я.Коласа в Витебске, а с 1959 года работал в Белороссийском академическом театре имени Я.Крухнулы в Минске (там же работала и Г.А.Орлова). С 1960 года папа снимался в кино. Супруга - Титова Вера Юрьевна. Дочка - Мишенькина Ольга Николаевна (1975 г. рожд.).


Все ребячество Николая Еременко-младшего буквально прошло за кулисами. Атмосфера театра, реквизит, спектакли - все это вызывало у него неподдельный экстаз. Однажды он так заигрался во время театральной постановки, что вышел на сцену, весь увешанный оружием, и обратился к маме, чтобы она помогла ему застегнуть брюки. Спектакль по пьесе Мольера был сдернун, но первое (да еще настолько эффектное!) появление Николая Еременко на арене запомнилось обитателям Витебска на долгое время.


В 12-летнем возрасте Николай совместно с матерью принял участие в кинофильме о правилах дорожного движения, сделанном по заказу ГАИ. В этой краткометражке молодой Николай нарушал порядок на улице, показывая, как пешеходам не нужно себя вести. Собственно, чем-то сходным ему пришлось заниматься и в дворовых компаниях, чтобы стабильно доказывать приятелям, что он - "свой парнишка", а не пай-мальчуган из привилегированной семьи.


Решение стать артистом было принято Николаем без долгих колебаний, хотя он и побаивался, что фамилия может ему помешать. Однако, вопреки опасениям, фамилия (а вернее - папа) помогла ему поступить во ВГИК, в студию Всенародных артистов СССР Сергея Аполлинариевича Герасимова и Тамары Федоровны Макаровой. Дело в том, что папа Николая, сыгравший свою первую существенную роль в кинофильме Герасимова "Люди и звери" (1962), ладно знал Сергея Аполлинариевича и порекомендовал сыну прочесть на вступительных экзаменах "Грозу" Николая Заболоцкого - любимое снегромкотворение режиссера. Благодаря этой маленькой хитроумности Николай был принят во ВГИК, несмотря на некоторое противодейство со стороны Т.Ф.Макаровой, не желавшей хватать еще одного "кинематографического" отпрыска.


Поступив во ВГИК, Николай приступил усиленно "отрабатывать" приобретенный со стороны мастера "аванс". Он участвовал во множестве этюдов и постановок, переиграв самые внезапные и полярные роли: гоголевского Плюшкина, лермонтовского Звездича, Флоридора из "Мадмуазель Нитуш" Петра из "Власти тьмы". Несмотря на высокую работоспособность, начинающего артиста переводили на 2-й, 3-й и 4-й курсы условно из-за постоянных прогулов, "хвостов" и даже... хулиганства. Вдальнейшем Николай Николаевич не раз припоминал с улыбкой и свое поступление во ВГИК, и эти "условные" переводы, так как вечно считал главным не внешние обстоятельства, а свое страстное желание быть достойным отца в служении артистской профессии.


В 1970 году Николай Николаевич окончил ВГИК, на "превосходно" защитившись ролями Жюльена Сореля, Августина-Флоридора в дипломных театральной постановких и ролью Алеши в кинофильме С.А.Герасимова "У озера" (1969), которая стала его "взвысоким" кинематографическим дебютом. Роль Жюльена Сореля в дипломном спектакле "Красное и черное" не была невзначайй: Герасимов "подводил" к ней артиста много лет, еще со 2-го курса, когда Еременко сыграл молодого священнослужительа в учебной работе Н.Губенко "Торжественная литургия". И Николай Еременко, и его сокурсники старались в постановке "Красное и черное" показать все, чему обучились у Герасимова, работали с полной самоотдачей - спектакль не прекратили даже тогда, когда у осуществителя главной роли от напряжения пошла кровь из носа.


Как и другие герасимовские ученики, Николай Еременко вошел в кинематограф еще во время учебы, ибо уникальность "герасимовской школы" заключалась в том, что Сергей Аполлинариевич совмещал обучение и производство. Благодаря этому ученики Герасимова оказывались совершенно готовыми к нелегкостям независимого существования, были настроены на диалог с любыми режиссерами и ответственное выполнение своих артистских задач в съемочном коллективе. Им также было привито понимание "идейности артистского осуществления" как нужности досконального знания текста роли и общественной биографии исполняемого персонажа.


Проявляя внимание к всякому своему ученику, Герасимов особенно бережно опекал Николая Еременко, так как видел в нем задатки такого осуществителя романтических ролей, какого не хватало тогдашнему кинематографу. Герасимов давал Николаю не только высокопрофессиональные, но и житейские уроки, которые начинающий артист запомнил на всю жизнь. Один из советов учителя Еременко позже нередко припоминал: "Вот, Микола, идешь ты по жизни с высоко поднятой головой и вдруг встречаешь на пути шлагбаум. А ты свою голову несешь высоко и можешь не подметить его. Все-таки сумей нагнуться, позже выпрямись и иди с высоко поднятой головой дальше".


Окончив ВГИК, Николай Николаевич в 1971 году стал артистом Театра-студии киноартиста, а с 1976 года - артистом студии имени М.Горького.


Вторую свою роль Еременко снова сыграл в кинофильме учителя - в мелодраме "Обожать человека" (1972). В этой картине, а также в кинофильмах "Горячий снег" (1972, режиссер Г.Г.Егиазаров), "Осуществление желаний" (1973, режиссер С.С.Дружинина), "Возврата нет" (1973, режиссер А.А.Салтыков), "Ливень" (1974, режиссер Б.В.Яшин), "Семья Ивановых" (1975, режиссер А.А.Салтыков) Николай Николаевич как будто отступил от "уготованного" ему образ романтических героев. Но если внимательно приглядеться, в первых артистских опытах опытах Еременко обнаруживается стремление к показу таких персонажей, которые хотят побыстрее доказать окружающему миру свою человеческую состоятельность и совершают на этом пути необдуманные и непоправимые поступки. Лейтенант Дроздовский в кинофильме "Горячий снег" (Еременко очень желал сыграть в экранизации романа Ю.Бондарева именно эту роль) - по сути, совершенно еще мальчуган, порывистый, тщеприятный и эгоистичный. Его жестокость и невнимание к людям приводят к тому, что из-за него погибает медсестра Таня. Еременко обнаруживает для поступков своего героя внутреннее обучрединие: Дроздовский мечтает о настоящем геройском поступке, и именно мальчишеское несносиние мешает ему понять свою ответственность перед другами. Романтизм юного лейтенанта артист показывает "от противного", стремясь утвердиться в качестве разнопланового осуществителя.


Такой же подход к вскрытию нрава героя Еременко продемонстрировал в роли студента-филолога Николая Трубачевского (кинофильм "Осуществление желаний"). Человеческая неполноценность молодого ученого особенно ослепительно проявляется на фоне его научного достижения - расшифровки Х главы "Евгения Онегина". Честолюбие Трубачевского еле-еле не приводит его к полному жизненному краху, но Еременко не стремится быть в этой роли назидательным. Он пытается понять, прочувствовать, как далеко могут завести человека тщеславие и неоистинанные амбиции.


Хотел того Еременко или нет, но в этих ролях он внутренне "созрел" для того, чтобы сыграть Жюльена Сореля в четырехсерийном телекинофильме "Красное и черное", поставленном в 1976 году С.А. Герасимовым. Точно так же и сокурсницы Николая Николаевича, артистки Наталья Белохвостикова и Наталья Бондарчук, оказались готовыми к тому, чтобы дать в этом кинофильме уже не ученическую, а высокопрофессиональную трактовку героям романа Стендаля. И все это, наряду с режиссурой Герасимова и артистской игрой признанных мастеров - Леонида Маркова, Вацлава Дворжецкого, Михаила Глузского, Леонида Оболенского, Глеба Стриженова, - нашло признание и у зрителей, и у критики.


Осуществление роли Жюльена Сореля стало для Еременко не только приметным высокопрофессиональным успехом, но и признательностью ученика своему наставнику. В понимании и воплощении режиссерских задач Николай Николаевич показал себя как безукоризненный осуществитель "герасимовской школы", наиболее полно усвоивший ее методологию. Изображая страстность, романтизм, жестокую внутреннюю борьбу своего героя, Еременко стабильно "держит в уме" общественную подоплеку его поведения, ни на йоту не отходия от реализма. Наивысшим достижением Еременко в этом кинофильме становится монолог Жюльена Сореля, произнесенный перед смертью в тюрьме, который артист проводит на одном дыхании.


После "Красного и черного" к Николаю Николаевичу пришла зрительская влюбленность, сопровождавшая его всю жизнь. Кого бы он ни играл, аудитория, покоренная его обаянием, понимала его героев как пример для подражания, как вероятность для проявления в самых немыслимых обстоятельствах мощных чувств и стремления к чему-то отличному. Герои Еременко были именно героями - людьми действия, а не раздумья - и позжеу вносили свежую струю даже в ставшие однотипными историко-революционные и военные кинофильмы самостоятельно от того, на чьей стороне выструхнули. Это качество артистского дарования Николая Николаевича ослепительно показалось в таких картинах, как "Хождение по мукам" (1977, режиссер В.С. Ордынский), "Побег из тюрьмы" (1977, режиссер Р.Б.Василевский), "Трактир на Пятницкой" (1977, режиссер А.М.Файнциммер), "Мятежная баррикада" (1978, режиссер Ю.А.Швырев), "Шел четвертый год войны" (1983, режиссер Г.М.Николаенко), "Уполномочен революцией" (1987), "Троцкий" (1993, режиссер Л.Г.Марягин).


В всякой новой работе артист старался не давать режиссерам повода для эксплуатации своих внешних данных и игнорировал тиражирования найденных некогда приемов. Между тем громадны успех "Пиратов ХХ века" (1980, режиссер Б.В.Дуров) показал, что зрителей восхищает и то, как герой Еременко плавает, ныряет, дерется. Артист независимо осуществил в этом боевике все номера, с нетрудностью доказав, что может трудиться на уровне голливудской "звезды". Его Старший Механик - рыцарь без ужаса и упрека, принимающий опасные решения и неизменно побеждающий в любых ситуациях - оказался полной противоположностью тем персонажам, которых артист играл в начале 1970-х, так как, кроме романтических воззрений, имел и чувством ответственности за близких людей.


Успех "Пиратов ХХ века" огорчил артиста, так как оставлял в тени его серьезные работы, и в то же время подпихнул к дальнейшим поискам своего "я", к более полному вскрытию своих способностей. Свободу самовскрытия дали Николаю Николаевичу исторические кинофильмы, в которых он чувствовал себя так же твердо, как Жан Маре или Жерар Филип во французском кино. "Юность Петра" и "В начале приятных дел" (1980, режиссер С.А.Герасимов), "Эскадрон гусар летучих" (1980, режиссер С.И.Ростоцкий), "Лев Толстой" (1984, режиссер С.А.Герасимов), "Царская охота" (1990, режиссер В.В.Мельников), "Крестоносец" (1995, режиссер А.Иншаков), "Неизвестное оружие, или Крестоносец-2" (1997, режиссер И.В.Дыховичный), "Рыцарский роман" (2000, режиссер А.Иншаков) - все эти кинофильмы стали благодатным полем и для приложения артистского мастерства, и для блестящей реализации внешних данных.


Еременко не забывал расширять свой осуществительский диапазон, принимая участие в таких кинофильмах, как "Тридцать первое июня" (1978, режиссер Л.А. Квихинидзе), "В поисках капитана Гранта" (1985, режиссер С.С.Говорухин), "Гладиатор по найму" (1993, режиссер Д.Зайцев), "Маросейка, 12" (2000, серия "Мокрое дело"). А в 1995 году как режиссер снял картину "Сын за отца", в которой свою предпоследнюю роль сыграл Еременко-старшой.


В кинофильме Л.А.Квихинидзе "Белые ночи" (1991) Еременко предложил сходную трактовку классического героя, в котором сочетаются несопоставимые качества: романтизм и расчетливость, открытость миру и знание оборотной стороны жизни. Это как раз то, что объединяет экранных персонажей артиста, какими бы разными они ни были, и отличает его от них. Неспроста в одном из последних интервью он сказал: "Я не прагматик и не романтик, я - реалист. Романтическим я бы не выжил 30 лет в кино. Это довольно твердый мир, где, как сказал один великий артист, романтики со смасердивой мордочкой нехорошо заканчивают".


Николай Николаевич Еременко умер 27 мая 2001 года в Москве. Он был состоявшимся артистом и человеком. Похоронен рядом с отцом, в Минске.


По итогам ежегодного опроса зрителей журналом "Советский экран" он был признан оптимальным артистом 1981 года - за участие в кинофильме "Пираты ХХ века". В 1980 году он стал лауреатом премии Ленинского комсомола, а в 1994 году удостоен звания Народного артиста России.




Комментарии
Внимание! Вся информация на сайте собирается автоматически из открытых источников и не претендует на 100%-ную достоверность. Если Вы обнаружили неточность или ошибку, пожалуйста представьтесь и сообщите об этом в комментариях. Если в тексте очень много грамматических ошибок, значит он сгенерирован автоматически и будет исправлен по мере прохода ручной редакции. В комментариях запрещено неуважительное отношение к персонам, администрации и к другим комментаторам.

Случайные биографии
Фото Николай Бурляев

Николай Бурляев

Родился 3 августа 1946 года в Москве. Папа – Бурляев Петр Диомидович (1907 г. рожд.). Мать – Михайлова Татьяна Александровна (1911 г. рожд.). Супруга
Фото Кэмерон Ричардсон

Кэмерон Ричардсон

Американская актриса и модель Кэмерон Ричардсон родилась в Батон-Руж, штат Луизиана, США, 11 сентября 1979 года. Выросла Кэмерон в Нью-Джерси и здесь
Фото Ирина Апексимова

Ирина Апексимова

Ирина Апексимова родилась 13 января 1966 года в Волгограде, в семействе музыкантов. Папа работал в вокально-музыкальной школе, мать Светлана
Фото Беата Тышкевич

Беата Тышкевич

Беата Тышкевич, польская артистка. Дебютировала в кино в 1957 («Месть»). Становление ее артистской карьеры в кино приходится на 60-е годы
Фото Ирина Азер

Ирина Азер

Настоящее имя Ирины Азеры - Ирен Абдур-Резаевна Азер. Свою экзотичную фамилию она унаследовала от отчима Резу Азера, знаменитого генерала, личного
Друзья
Яндекс.Метрика


© Биографии актеров 2011 - 2016. При использовании материалов сайта, активная ссылка на http://actordb.ru обязательна!