Лидия Драновская

Фото Лидия Драновская




Биография Лидия Драновская


Она пришла в кино в пятнадцать лет. Яков Протазанов - классик российского кинематографа, создатель известной "Бесприданницы", за три года до войны снял "Семиклассники" - ленту, особенно полюбившуюся молодому зрителю. В одной из главных ролей - Лидия Драновская. Это было гулкое начало.


Позже уже после войны она снималась у Пудовкина в "Жуковском", у Рошаля в "Римском-Корсакове", но имя принесла ей изысканная кинокомедия Юлия Райзмана "Поезд идет на Восток". Фильм вышел на экран в 1948 году, в самое, казалось бы, неподходящее время для любовных историй. Но рассказ о романе, возникшем между морским офицером и привлекательной выпускницей биофака в поезде по дороге во Владивосток, притягивал к себе зрителей. Толпы осаждали кинотеатры. Лидия Драновская имела громадны успех, она пленяла искренностью, чистотой и нечастой прелестью.


Однако лента вызвала гнев Сталина и была грубо обругана официальной критикой.


Не прошло и трех лет со дня победы в Отечественной войне, люди еще ладно помнили пламень минометов, бомбежки, прожитые всеми жестокие годы. "Поезд идет на восток" был отдушиной, его глядели по десять раз подряд. Особенно позжеу, что вокруг полыхало безумие.


Кампания космополитизма была в разгаре. Люди боялись друг друга, прислушивались к лифту и ночным шагам за дверью; газеты стабильно сообщали о вскрытии заговоров антипатриотических сил. Уже были унижены Зощенко и Ахматова, круг "космополитов" ширился: к театральным критикам присоединили поэтов и кинорежиссеров, процветал антисемитизм, начали разоблачать "безродных космополитов", скрывающихся под псевдонимами. Арестовывали людей, оказавшихся в плену, не успевших эвакуироваться, вернувшихся добровольно из эмиграции, репрессированных в 30-е годы, имеющих родственников за границей. Произвол был воистину всеобъемлющий...


Как повествовал вдальнейшем Райзман, Сталин во время просмотра картины раздраженно подметил: "Я сойду на следующей станции" - и ушел из просмотрового зала. Фильм изничтожили. Молоденькая Лидия Драновская была подвергнута оглушительной критике. Спустя 50 лет, в наши дни лента была показана по шестому каналу телевидения. Мне довелось поглядеть ее снова в ЦДРИ на вечере, посвященном Лидии Драновской. Фильм нисколько не кажется устаревшим. Игра Лидии Драновской и Леонида Галлиса совершенно нынешна и точна. Мировоззренческие приметы времени смотрелись наивно, но это не помешало зрительному залу глядеть кинофильм с видимым удовольствием.


Картина представляет собой идеальную кинокомедию, Драновская принесла в нее редкую художественную правду, трогательную чистоту чувств. И она, и нынче уже покойный Леонид Галлис (он долгие годы играл на арене Театра имени Ермоловой) были живыми, искренними людьми.


Лицо Лидии Драновской стало знаком наступления новой эпохи в кинематографе. То было время, когда эталоном женской красоты считались Влюбленность Орлова и Марина Ладынина, снимавшиеся в лентах о том, чего не бывает на свете. Может быть, именно это и раздражило "вождя и учителя всех времен и народов". Кто знает?


Но кинематографическая судьба Драновской была сломлена. Ее изредка еще снимали: то в "Нахлебнике" по Тургеневу, то в кинофильме "В миролюбивые дни", но зловещая тень уже преследовала ее. Человек невероятно скромный, добрый, как сегодня бы сказали, непробивной, она снималась в массовках, в мелочах, дублировала западные ленты. И долгие годы числилась в труппе немалострадального Театра киноартиста, никому не досаждая, не нужноедая и ничего не требуя. Ее громкая слава в конце 40-х гг со временем угасла и отошла в прошлое.


В 1993 году в Нью-Йорке в Музее нынешного искусства проводили неделю российского кино. Помню, как шел по Пятой авеню и, повернув к Шестой, увидел на фронтоне громадны портрет Лидии Драновской. В трогательном беретике, в локонах по-домашнему взбитых волос, лицо ее было близким, родным, а взгляд - натуральным и ясным. Шел кинофильм "Поезд идет на восток", билета достать было нельзя. Толпы американцев осаждали кинозал. В то время я работал в Нью-Йоркском универе, и друзья с факультета кино спрашивали о Лидии Драновской. Но я о ней тогда ничего, к раскаянию, не знал: ее имени нет в энциклопедическом словаре, она не имеет никаких званий, не выступает со сцены с воспоминаниями, не пишет мемуаров. Она давно привыкла к невниманию к своей судьбе и не имела никакого понятия о том, что в Нью-Йорке в журналах изредка печатают ее лицо как символ нового времени, наступившего в России, несмотря на изуверский сталинский порядок.


В 1997 году режиссер Игорь Апасян постановил снять кинофильм по повести Рея Брэдбери "Вино из одуванчиков" с Лидией Драновской в главной роли старой мадам Бентли. Режиссером был замыслин панегирик в защиту детства, гимн человсегдасти, доброте, любви и добросердечию. Решить эту задачу и был призван образ бабки, юных персонажей кинофильма.


Драновская спустя полвека снова появилась на экране и снова сразила прелестью и чистотой, безупречным мастерством. Мадам Бентли когда-то была юной, теперь она показывает детям колечко, которое носила в детстве, маленькую гребенку, которой когда-то расчесывала волосы, свою детскую фотографию... И понимает: сознание детей сковано, они не могут представить себе, что тоже станут стариками. Рано или поздно юность освобождается от личных иллюзий. Но в этом освобождении вечно заключена какая-то тоска, неболтливая боль - неболтливая позжеу, что у юности еще нет слов для выражения этой боли, и высшая умность взвысоких - почувствовать молчаливое мучение взросления. Лидия Драновская играет смерть мадам Бентли с невообразимой силой, в основе мастерства - интенсивность тонов, градация оттенков. Она невероятный аналитик самых иррациональных состояний.


Когда она вышла на сцену ЦДРИ на вечере, устроенном в ее честь впервые в ее ненетрудной и совершенно нерадостной кинематографической жизни, зал долго аплодировал ей. Каким-то загадочным образом она сберегла свое очарование и свои жизненные силы. Прирожденная кинематографическая артистка, в сущности, прожила жизнь без кино, но в различие от других - способных и удачливых своих коллег, снимавшихся без остановки, Лидия Драновская останется в истории мирового кино как артистка, чей экранный вид как бы возвестил в нашей стране, что внутреннюю свободу чувств и игру жизненных сил угасить нельзя.


Мы немало лет восхищались, восхищаемся и понынче Одри Хепберн, которую "создал" Голливуд. Лидия Драновская по натуральному дару могла стать совдеповской Одри Хепберн, только у нее не было Голливуда и не было никого, кто был бы заинтересован в ее судьбе. Ей пришлось немало пресносить, хотя ее дарование никем не оспаривалось. Лирическое творчество было лишним в сталинские времена, и акварельные краски артистки вызвали только раздражение диктатора, привыкшего к кинематографическим сказкам, которые он поощрял.


Но талант выжил, это доказал кинофильм "Вино из одуванчиков". И можно понять собравшихся на творческом вечере Лидии Драновской, когда они устроили овацию скромной, уже неюный даме, вышедшей на сцену после настолькоких лет забвения, подарившей им веселье встречи с талантом в ее молодости и в наши дни.




Комментарии
Внимание! Вся информация на сайте собирается автоматически из открытых источников и не претендует на 100%-ную достоверность. Если Вы обнаружили неточность или ошибку, пожалуйста представьтесь и сообщите об этом в комментариях. Если в тексте очень много грамматических ошибок, значит он сгенерирован автоматически и будет исправлен по мере прохода ручной редакции. В комментариях запрещено неуважительное отношение к персонам, администрации и к другим комментаторам.

Случайные биографии
Фото Борис Смолкин

Борис Смолкин

Родился 2 марта 1948 года. Известный питерский артист, один из ведущих мастеров Театра музкинокомедии и театра пародий «Четвертая стена». Борис
Фото Джессика Ланг

Джессика Ланг

Ланж (Lange) Джессика (р. 20. 04. 1949), америкосская артистка. Была танцовщицей и фотомоделью. Дебютировала в «Кинг Конге» (1976), где обрела роль
Фото Тьери Лермит

Тьери Лермит

ЛЕРМИТ (Lhermitte) Тьери был рожден 24 ноября 1952 года, французский артист. Пришел в кино из кафе-театра «Сплендид», который учредил совместно с
Фото Галина Сергеева

Галина Сергеева

С 1930 - артистка Театра-студии под руководством Р. Симонова, в 1939-1944 - театра им. Ленинского комсомола, в 1944-1948 и в 1952-1956 -
Фото Джон Войт

Джон Войт

Джон Войт был рожден 29 декабря 1938 года в Джонкерсе, штат Нью-Йорк, обучался в Америкосском католическом универе. Высшие ценности вечно занимали
Друзья
Яндекс.Метрика


© Биографии актеров 2011 - 2016. При использовании материалов сайта, активная ссылка на http://actordb.ru обязательна!