Наталья Варлей

Фото Наталья Варлей




Биография Наталья Варлей


Наталья Варлей родилась в румынском городе Констанца. Как гласит семейное предание, Варлей - фамилия валлийская. Пуникальны нашей героини попали в Россию из Англии. Это слобучалось в XIX веке: какой-то музыкант приехал к нам с туманного Альбиона и привез с собой конюшню, в которой были два жокея - хвататья Варлей. Потом они женились на российских барышнях и окончательно обрусели.


ребячество Варлей прошло в прохладном Мурманске (ее папа был капитаном дальнего плавания). С малых лет Наташа была чрезвычайно одаренной: в четырехлетнем возрасте начала сочинять стихи, потом обучалась в вокально-музыкальной школе, изображала. Когда выобучалась читать, стала запоем проглатывать одну книгу за другой. Но в то же время она была очень нездоровым ребенком: у нее обнаружили ревмокардит и воспретили заниматься в школе физкультурой.


В конце 50-х гг семья Варлей поселилась в Москве, В один из дней мать повела Наташу в цирк. Они пришли раньше положенного времени, а тут вдруг начался мощный дождь. Мать с Наташей запрятались в кассе, и первое, что девчонка там увидела, было объявление о комплекте детей 11-13 лет в детскую цирковую студию. Буквально на следующий день, тайком от родителей, девчонка послалась по указанному адресу. Как это ни необычно, но, обмерив Наташу вдоль и поперек, испытав ее гибкость и растянутость, педагоги студии сочли вероятным принять ее к себе. Рассказывает сама Н. Варлей:


"Нас, студийцев, нередко занимали на представлениях в прологах. Помню, когда был хрущевский обмен денег в 1961 году, сочинили для нас танец под наименованием "Копейка руб бережет". Мы с фанерными огромными копейками по бокам выбегали на арену и весело выкрикивали: "Копейка!", а последняя, десятая "копейка" орала: "Гривенник!" И вот в очередной раз, выбегая в победном марше несокрушимой копейки, я увязнула между зрителями. "Копейки" рассчитались без меня, и гривенник обрелся из девяти копеек. Все очень смеялись. Кстати, на представлениях я встречалась с Юрием Никулиным".


В 1965 году Варлей окончила Училище циркового и эстрадного искусства и пришла в труппу Ўтоличного цирка на Цветном бульваре. Работала эквилибристкой. Одно время выструхнула в одном номере со известным клоуном Леонидом Енгибаровым: танцевала на трапеции с кастаньетами, сидя на стульчике, играла на концертино. И именно благодаря Енгибарову Наташа попала в кино. Произошло это при следующих обстоятельствах.


Енгибаров уже много лет снимался в кинофильмах и имел множество друзей в киношной среде. Одним из его приятелей был режиссер Одесской киностудии Георгий Юнгвальд-Хилькевич. В один из дней 1966 года он пришел на очередное представление в цирк на Цветном бульваре и увидел там Наташу, Она ему нанастолькоко понравилась, что он тут же предложил ей сняться в его новом кинофильме "Формула радуги". И Варлей согласилась. Ей досталась маленькая роль медсестры.


К раскаянию, картину на экран тогда так и не выпустили, найдя в ней какую-то крамолу. Однако, несмотря на эту невезуху, съемки в кинофильме сослужили Варлей хорошую службу: именно там на нее обратила внимание ассистентка Леонида Гайдая, который в те дни готовился к съемкам кинофильма "Кавказская пленница". Варлей позвали на пробы.


На роль студентки-комсомолки Нины в кинофильме претендовали без малого около пяти сотен артисток, среди которых были такие звезды совдеповского кино, как Наталья Фатеева, сестры Вертинские, Наталья Кустинская, Валентина Малявина, Вика Федорова и др. Однако Гайдай после долгих раздумий постановил остановиться на никому тогда не знаменитой цирковой артистке, 19-летней Наталье Варлей. И, как оказалось, не ошибся.


Премьера "Кавказской пленницы" состоялась в Москве 1 апреля 1967 года. Успех картины был оглушительным. К Варлей пришла всесоюзная слава. С этого момента ей буквально не давали прохода возбужденные почитатели ее таланта. Когда она с цирком приехала на гастроли в Горький, около здания, где проходили представления, сопринималась внушительная толпа, которая желала обрести автограф у юный звезды. Эта толпа стояла у цирка три дня, с всяким днем увеличиваясь в размерах. В конце концов нашу героиню пришлось спешно выводить из цирка через черный ход и уводить подальше от этого места.


В другом городе артистку поселили на втором этаже гостиницы, и всякий вечер к ней на балкон забирались поклонники, которые настойчиво предлагали ей руку и сердце. А однажды слобучалось и совсем невообразимое. К ней пришел неизвестный супругчина и затребовал с нее... денег. Как оказалось, утром того дня к нему в магазине подошла барышня и, представившись артисткой Варлей, попросила у него взаймы денег. "Мне не хватает на сапоги, которые я для себя тут приглядела. Вы не волнуйтесь, я живу в гостинице близко отсюда, и вечером вы можете зайти ко мне за долгом". Говорила она это с таким искренним выражением лица, что супругчина не смог ей отказать. И вот теперь супругчина требовал этих денег от настоящей Варлей. "Но я ведь не похожа на ту девушку", - пыталась врассудокить своего посетителя наша героиня. "Но вы и на Варлей не очень-то сходны, - произнес внезапно неизвестнец. - У вас и волосы другие, чем у Нины в кинофильме". Артистке затребовалось еще несколько минут, чтобы доказать супругчине, что она - настоящая Варлей, а барышня из магазина-аферистка.


Стоит отметить, что, несмотря на такой громадны успех кинофильма "Кавказская пленница", сама Варлей обрела за него премию вначале в 200 рублей, плюс еще 100, когда успех повторился.


В конце октября того же, 1967 года состоялась еще одна премьера кинофильма, в котором Варлей сыграла ведущую роль. Речь идет о картине К. Ершова и Г. Кропачева "Вий". Можно дерзко сказать, что это был первый кинофильм ужасов в нашем отечественном кино. Варлей сыграла в нем роль Панночки.


Артистка припоминает: "На съемках этой картины мне не раз бывало ужасно. К примеру, когда я выпала из гроба. Гроб был привязан на длинной веревке к стреле крана и на большой скорости несся по кругу. В какой-то момент я утратила равновесие и свалилась, летела вниз головой. Даже сгруппироваться не успела. Леня Куравлев меня поймал. Показал, можно сказать, чудеса циркового партнерства. Со мной ничего не произошло, а по стране пошел слух, что я погибла...


Вообще только немало позднее я поняла, какой был жуткий грех сниматься в картине "Вий".


В конце 60-х Н. Варлей вышла засупруг за своего однокурсника - Владимира Тихонова (он был сыном Н. Мордюковой и В. Тихонова). Вот как она описывает историю своего засупругества: "Володя влюбился в меня, когда увидел "Кавказскую пленницу". Он был молодым, мощным, крепким. У нас были общие дипломные спектакли, я играла Снегурочку, он - Мезгиря. Он был очень способный человек, с отменными внешними данными, добрый по сути. Володя четыре года ночевал на чердаке, чтобы увидеть, как я прохожу мимо. Но когда мы поженились, он стал ревновать меня к всякому фонарному столбу. Отыскивались люди, которые говорили ему: "Я с ней был". И мы выясняли отношения через день!"


Окончив обучалище в 1971 году, Варлей поступила в труппу Театра имени Станиславского. Ее первой большой ролью была Роз-Мари Фей в постановке Н. Повременина "Альберт Эйнштейн". Потом она обрела еще две главные роли, однако сыграть их ей тогда не удалось по совершенно прозаической причине: она забеременела. Вскоре на свет появился сын, которого назвали Василием. Однако к тому времени юная семья уже распадалась: Владимир Тихонов стал все чаще злоупотреблять алкоголем, в доме на этой почве стабильно проходили скандалы. И Варлей приняла решение развестись.


Отмечу, что где-то на последнем курсе "Щуки" в судьбе Варлей появился человек, который совершенно мог бы снабдить ей безбедное грядущее далеко за пределами отчизны. Однако они расстались.


Припоминает Н. Варлей: "К нам в обучалище приехали из Бельгии студенты театральных вузов. Возглавлял эту компанию Люсьен Хармегинс, сын министра обороны Бельгии. Мы все подружились. Позже, когда они возвратились домой, я стала получать от Люсьена письма. Приглашал погостить в Бельгию, звал на его виллу в Ниццу. А чтобы мне в голову не приходило ничего дурного, предлагал взять с собой подружку. В общем, влюбился и очень желал на мне жениться. Но у меня тогда были абсолютно другие планы. Если бы он появился в моей жизни раньше, чем Володя, вероятно, все сложилось бы по-другому".


Однако вернемся на много лет назад. Уже через месяц после рождения ребенка Варлей возвратилась на театральную сцену. Было очень нелегко, так как приходилось разрываться между домом и театром. Когда Василию осуществилось три года, она стала возить его с собой на гастроли по стране. Отчего ребенка нельзя было оставить на попечение родителей? Дело в том, что мать с отцом артистки в тот период серьезно захворали, а мать с отцом со стороны отца ребенка - В. Тихонов и Н. Мордюкова - были заняты своими задачами (у Тихонова за год до Васи родилась дочь Аня).


Отмечу, что возвращение Варлей в театр было нелегким. Вот что она припоминает: "Первая роль была вводом в спектакль за две репетиции. Я немного вышла из формы, жутко комплексовала. В зале сидели мои мать с отцом, текста было немало. И в первой возбудимой арене я вдруг почувствовала, что меня "перемкнуло" от волнения и я не могу припомнить ни одного слова! Меня прошиб ледяной пот. В цирке, когда душило беспокойство, - а я ведь помешанная трусиха, боюсь высоты, - в проходах стояли мои коллеги, которые помогали меня внутренне, и я утихомиривалась. А тут я повозвратилась к кулисам и увидела глаза артистов, которые радовались моему провалу. Все они превосходно знали текст. Я поглядела в другую кулису - то же самое. Во взгляде моего партнера читалось ехидное: "Ну что, звездулька?" Все это длилось минуту. Я поглядела ему в глаза: "Боря, я текст забыла..." Он подсказал одно слово, я за это слово зацепилась и от злости припомнила все. Я поняла, что в театре никто тебя помогать не будет, как в цирке. Хотя и там тоже от зависти резали тросы, люди гибли... Но это нечастость, по большому счету в цирке есть чувство локтя..."


За время работы Варлей в этом театре поменялось четыре главных режиссера, и ее положение в нем было то стабильным, то шатким. Завистники не переводились. Однажды Варлей приехала из-за предела и привезла оттуда красивую кофточку. В первый же день надела ее в театр, но, когда после театральной постановки возвратилась в гримерную, увидела, что на кофте кем-то из коллег прожжена огромная дыра.


В другом случае она должна была играть роль Натали в "Былом и думах". Режиссер Сандро Товстоногов пообещал, что спектакль будет идти в одном составе и, если кто-то из артистов захворает, спектакль отменят. Однако нужно же было такому слобучаться, что незадолго перед премьерой Варлей угодила в больницу. И тут же вокруг этой роли разгорелись интриги, и в конце концов ее обрела другая артистка. Про свое обещание режиссер уже не припоминал.


В те годы Варлей снялась в добром десятке самых разных кинофильмов, однако большая часть этих картин не вышла за рамки средних. Наиболее удачными среди них были кинофильмы: "Большой аттракцион", "Мой папа- идеалист", "Не хочу быть взвысоким".


Несмотря на то, что достойных кинофильмов с ее участием вылезало на экраны не так уж и немало, зритель продолжал обожать эту артистку, нежно именуемую Ниной. Причем порой эта влюбленность обнаруживалась в самых внезапных местах и обстоятельствах. Рассказывает Н. Варлей: "Летела я в Кисловодск на съемки. В аэродрому меня отчего-то никто не встретил. Подхожу к первому же милиционеру - помогите доприниматься до гостиницы. Рядом стоит черная "Волга". Страж порядка говорит водителю: "Валэр, давэзешь?" - "Канэшно". Поехали. Смотрю, город уже кончается, а мы все никак не доедем. Горы вокруг, ни зги не видать, я один на один с бандитом. С гонораром за предшествующие съемки, который лежал в кошельке, мысленно уже поизвинялась, а он смирно так говорит: "Тэпэрь я с тобой буду дэлать все, что хачу. Изнасылую, а патом все равно убью". Ах, ну если все равно убьешь, то мне терять нечего, поразмыслила я и приготовилась к сильному сопротивлению. Он все-таки постановил приступить с сумочки, достал деньги, паспорт, открыл его и заохал, как пораненый зверь: "Наташа, я вас не узнал, вы моя самая любимая артистка, умоляю, извините мне глупую шутку".


Как мы помним, Варлей уже в четырехлетнем возрасте начала сочинять стихи. Не оставила она этого занятия и в более зрелые годы и в конце концов постановила обрести к трем своим дипломам еще и четвертый: в начале 80-х она поступила в Литературный институт (из-за этого даже оставила театральную сцену). Когда обучалась на втором курсе, родила второго ребенка. Причем роды оказались некогдавременными - на восьмом месяце. Варлей не сдала контрольную по истории КПСС и постановила перепечатать ее ночью. Работала не смыкая глаз и утром вдруг почувствовала себя нехорошо. В тот же день послалась в роддом.


В 90-е годы артистка почти перестала сниматься в кино. Отчего? Сама она так отвечает на этот вопрос: "Недавно читала сстоимостьрий, по которому мне отводилась роль дамы, рожающей в лифте. Или сстоимостьрий, по которому мне из постели не нужно выбираться. Я не ханжа, но все-таки принадлежу к артистам старой школы".


Чтобы не сидеть без дела, наша героиня согласилась дублировать бесчисленные сериалы, которые ныне транслирует наше тв. В личности, именно ее голосом говорила героиня "Дикой розы" Вероника Кастро.


В свое время многих людей, знавших артистку, да и простых граждан, шокировало то, что Варлей активно поддержала на выборах Г. Зюганова. У других такая ее позиция вызвала восхищение. Она тогда заявила: "Мои политические пристрастия установились, когда на моих глазах - я жила на Смоленской набережной - палили пушки. Более ужасного я в жизни не видела. Рыдая, позвонила маме и услыхала: "По радио же сказали, что там нелюди". Я поняла, что не могу быть понята своими родителями. А когда Лия Ахеджакова орала: "Убейте!" - мир для меня опрокинулся..."


Что касается творчества, то и тут она не в легкое. Она по-прежнему озвучивает сериалы на ТВ, снимается в кино - в кинофильме "Волшебник Изумрудного города" сыграла сразу двух ведьм: Гингему и Бастинду. Помимо этого, выпустила сборник своих снегромков и совместно с композитором Н. Шершнем выпустила два диска с песнями.




Комментарии
Внимание! Вся информация на сайте собирается автоматически из открытых источников и не претендует на 100%-ную достоверность. Если Вы обнаружили неточность или ошибку, пожалуйста представьтесь и сообщите об этом в комментариях. Если в тексте очень много грамматических ошибок, значит он сгенерирован автоматически и будет исправлен по мере прохода ручной редакции. В комментариях запрещено неуважительное отношение к персонам, администрации и к другим комментаторам.
Случайные биографии
Фото Татьяна Догилева

Татьяна Догилева

Образы героинь, созданные на экране Татьяной Догилевой, любимы зрителями. Актриса мечтает о разноплановых ролях (а работает она очень много), но
Фото Клаус Кински

Клаус Кински

Он и не ждал ничего другого от америкосских врачей. По оченьй мере ему просочиняли хорошие таблетки, благодарю и на этом. Когда-то Клаусу хватало на
Фото Нина Меньшикова

Нина Меньшикова

Окончила Всесоюзный государственный институт кинематографии (1953, мастерская С. Герасимова и Т. Макаровой). С 1953 - артистка Театра-студии
Фото Мария Куликова

Мария Куликова

Актриса театра Сатиры Мария Куликова стала известной после киноромана "Две судьбы", а новые ее работы в кино – "Воскресенье в женской бане" и
Фото Доминик Перселл

Доминик Перселл

Знаменитый  австралийский актер, продюсер Доминик Перселл родился в Англии, Уолласи. Снимается в основном в американских кинолентах. Дата
Друзья
Яндекс.Метрика


© Биографии актеров 2011 - 2016. При использовании материалов сайта, активная ссылка на http://actordb.ru обязательна!