Сергей Бондарчук

Фото Сергей Бондарчук




Биография Сергей Бондарчук


Артист, режиссер, сстоимостьрист


Всенародный артист СССР (1952)


Лауреат Ленинской премии (1960)


Лауреат Государственной премии СССР (1952 - за участие в кинофильмах "Кавалер Золотой Звезды" и "Тарас Шевченко", 1984 - за кинофильм "Алые колокола")


Лауреат Ленинской премии (1960, за кинофильм "Судьба человека")


Лауреат Государственной премии РСФСР имени Ґвататьев Васильевых (1977 - за участие в создании кинофильма "Они сражались за Родину")


Герой Соц. Труда (1980)


Лауреат Государственной премии Украинской ССР имени Т.Г.Шевченко (1982)


ребячество

Сергей Бондарчук был рожден 25 сентября 1920 года в селе Белозерка Одесской области. Впервые показать свой нрав Сергею Федоровичу Бондарчуку пришлось сразу после окончания школы. Папа, Федор Петрович, человек очень строгих правил, предложил сыну пойти обучаться на инженера. Но Сергей заявил, что давно принял решение стать артистом. Сын председателя колхоза, позжека запорожских казаков будет "кинокомедиантом"?! Не бывать этому! Однако после, вероятно, тысячного отказа папа сдался: "Об одном прошу, сынок, - сказал перед отъездом, - будь артистом, а не кинокомедиантом!". Сергей пообещал...


Война

В 1937 г., по окончании школы, семнадцатилетний Бондарчук поступил в студию Ростовского театра, но закончить ее не успел - началась война.


В 1941 - 1942 годах служил артистом в Театре Красной армии в городе Грозном.


В 1946 г., после демобилизации из армии, он продолжил учебу в Москве на третьем курсе артистского факультета ВГИКа, который окончил в 1948 году.


Первые роли в кино. Первый брак

Свою звездную карьеру корифей совдеповского кинематографа начинал, ночуя на столе директора киностудии им. Горького. Перифериальному мальчугану негде было жить в Москве. Мастером его ВГИКовского класса был Сергей Герасимов, и дипломной работой Бондарчука стала роль Валько в кинофильме Герасимова "®ная гвардия" (1948).


Во время съемок "®ный гвардии" Сергей Бондарчук женился на начинающей артистке Ирине Макаровой. Они прожили совместно 10 лет. В 1950 году у них родилась дочка Наташа, ставшая вдальнейшем артисткой и кинорежиссером.


Бондарчук вечно бил в десятку. Он принял участие в главной роли в кинофильме "Тарас Шевченко" в 1952 году и обрел премию на МКФ в Карловых Варах. На отчизне он так понравился другу Сталину, что тот назвал его "истинно всенародным артистом". Наутро после правительственного просмотра Бондарчуку дали звание народного. Он стал самым молодым всенародным артистом СССР, минуя все промежуточные звания.


Второй брак

Следующей приметной удачей Бондарчука стала роль доктора Дымова в "Попрыгунье" (1955, по рассказу А. П. Чехова, режиссер С. И. Самсонов), где показалась лирическая сторона дарования артиста.


В том же году Сергей Бондарчук познакомился со своей грядущей мужой артисткой Ириной Скобцевой. Тогда она еще была студенткой Школы-студии МХАТ. Это произошло на вернисаже лауреата Сталинских премий Василия Ефанова. Художник насочинял тогда портрет Скобцевой и позвал ее на выставку. Войдя в зал, она увидела, что перед ее портретом стоит Сергей Федорович Бондарчук. Он обернулся и увидел Ирину, словно сошедшую с холста...


Потом были съемки кинофильма С. Ю. Юткевича "Отелло" (1956), в котором Сергей Бондарчук играл ведущую роль. Романтически ослепительное осуществление классической трагедийной роли принесло Бондарчуку признание не только на Родине, но и за пределом.


В 1959 году Сергей Бондарчук и Ирина Скобцева поженились и 35 лет шли по жизни рука об руку.


Их дети продолжили семейную традицию. Дочка Елена Сергеевна (1962 г.р.) закончила школу-студию МХАТ и стала артисткой. Работала в Театре имени А.С. Пушкина, потом в Театре имени Моссовета, нынче - одна из ведущих артисток МХАТа имени А.М. Горького.


Сын Федор Сергеевич (1964 г.р.) - кинорежиссер, артист, выпускник ВГИКа; соначальник студии "Арт Пикчерс" по производству вокально-музыкальных видеоклипов и рекламных роликов.


"Судьба человека"

Удачей Бондарчука стало то, что он сразу нашел свою тему. Утвердившись как мастер совдеповского кино, Бондарчук твердо обратился к эпическому жанру. Великая отечественная война глубоко потрясла его. Всю свою жизнь он фактурно лепил образ сильного одухотворенного совдеповского человека - боеца, защитника Родины. Судьба целого народа и драма особого человека выписаны с равной силой в его шедеврах.


Сергей Бондарчук - художник с размашистым почерком. Он не пожелал ограничиться рамками артистской профессии. Его режиссерский дебют - кинофильм "Судьба человека" (1959) по рассказу М. Шолохова. Работа Бондарчука в качестве постановщика свидетельствовала о его выдающемся режиссерском таланте. Рассказ о жизни легкого человека, воевавшего, попавшего в плен, потерявшего на войне семью, но сохранившего достоинство и человеческое тепло, обретал в кинофильме эпическое звучание. Он сам сыграл в кинофильме ведущую роль (вдальнейшем он не раз играл в личных кинофильмах). Сыграв ведущую роль Андрея Соколова, Бондарчук выделил приверженность артистскому кинематографу, где судьба, нрав, душа человека являются смысловым центром и главный художественной ценностью. Дебют принес Бондарчуку Ленинскую премию и Большой приз Ўтоличного международного кинофестиваля.


"Война и мир"

Три года (1965 - 1967) Бондарчук снимал свой основной кинофильм - "Войну и мир". Режиссер не упустил из романа почти ничего - и снял кинофильм эпохальный. В нем занят весь цвет совдеповского кино: Тихонов, Лановой, Ефремов, Кторов, Вертинская, Стржельчик, Табаков. Жена Бондарчука Ирина Скобцева сыграла Элен Безухову. Это забавно, если учитывать, что Пьера играет сам Бондарчук.


Фильм точно воспроизводит все эпизоды романа - и военные, и миролюбивые. Но в центре монументального полотна Бондарчука - Боотчизнская битва. Спустя годы Бондарчук будет вслух грезить о том, чтобы снять спокойный, камерный кинофильм. "Двое героев сидят в комнате, о чем-то говорят..." Услышав эти рассуждения, Никита Михалков тут же добавил: "А за окном проходит танковая дивизия!"


Бондарчук устроил съемки главной батальной сцены совдеповского кино с колоссальным размахом. В массовке, изображавшей две огромные армии, было занято 15 тысяч человек. У всякого из них было оружие, исторический костюм. На старой Смоленской дороге соорудили Семеновскую деревню и укрепления. На сам "бой" израсходовали 23 тонны взрывчатки и 40 тысяч литров керосина. В 1967 году к ногам Бондарчука совместно с французской армией было повержено жюри америкосской киноакадемии - он обрел Оскара.


Другие работы в кино

После удачного запределного проката "Войны и мир" Бондарчук обрел предложение от итальянского продюсера Дино Де Лаурентиса поставить кинофильм "Ватерлоо" (1970), где еще раз подтвердил свое умение сочетать скрупулезную психологическую проработку нравов с постановочным размахом батальных сцен.


Продолжая трудиться как киноартист, Бондарчук демонстрировал широту диапазона и добротный традиционализм осуществления. Его наиболее приметными ролями стали Астров в "Дяде Ване" (1971, режиссера А. С. Михалкова-Кончаловского), академик Курчатов в "Выборе цели" (1975, режиссера И. В. Таланкина), папа Сергий в одноименном кинофильме также Таланкина (1979), Монтанелли в "Оводе" (1980, режиссера Н. П. Мащенко).


С 1971 Бондарчук возглавлял во ВГИКе артистско-режиссерской мастерской (профессор с 1974).


В 1975 году он снимает кинофильм "Они сражались за Родину" по повести М. Шолохова. Это один из самых пронзительных и откровенных кинофильмов о войне. Великих российских боец в нем сыграли великие российские артисты - сам Бондарчук, Бурков, Тихонов, Никулин. Последнюю свою роль, даже не до конца им озвученную, сыграл в этом кинофильме Василий Шукшин.


Фильм был поставлен к 30-летию Победы в Великой Отечественной войне. Бондарчук во немалом пошел вразрез с принятым в 1970-х гг. помпезно-официозным изображением войны, показав горький и драматический процесс отступления совдеповских войск. Картина также отличалась техническим совершенством батальных сцен, снятых как бы с точки зрения боец, находящихся в окопах под ураганным огнем.


Фильм "Они сражались за Родину" был удостоен Государственная премии РСФСР им. хвататьев Васильевых (1977) и нарочной премии на Международном кинофестивале в Карловых Варах (1976).


В кинофильме "Степь" (1978, по одноименной повести А. П. Чехова) Бондарчук реализовал свою давнюю мечту - перенести на экран одно из своих милых литературных произведений.


Потом Бондарчук постановил экранизировать две книги репортажей америкосского сочинителя Джона Рида "Восставшая Мексика" и "10 дней, которые потрясли мир", посвященные двум революциям начала ХХ века - мексиканской и русской. Таким образом появился политический кинофильм-дилогия "Алые колокола" о роли масс в историческом процессе.


"Алые колокола" был удостоен Государственной премии (1984) и Главного приза Международного кинофестиваля в Карловых Варах (1982). Но рядового совдеповского зрителя он оставил безразличным. Фильм Бондарчука не будил у него никаких чувств.


Бондарчук взялся за создание своего последнего кинофильма - экранизацию трагедии Пушкина "Борис Годунов" (по одноименной драме А. С. Пушкина, совместно с Чехословакией, при участии Западного Берлина и Польши), повествующую о российской смуте начала XVII века. Сам он сыграл царя Бориса. Почти никто из тех, с кем Бондарчук начинал съемку кинофильма, не остался в группе до конца - не многие смогли выдюжить его нелегкий нрав. Фильм вышел на экраны в апреле 1985 г., накануне Перестройки. Страна стала неторопливо и неуклонно меняться.


Последний кинофильм

Тяга к созданию эпопей сыграла с Сергеем Бондарчуком в конце жизни злую шутку. Он стал первой русской жертвой продюсерского кинематографа. В начале 1990-х гг Бондарчук заключил с одной итальянской фирмой договор на совместную российско-итальянскую экранизацию романа Шолохова "Тихий Дон". К апрелю 1993 года режиссер отснял весь материал и сопринимался припадокать к монтажу. Началась 19-месячная история его переговоров с продюсером. Бондарчук просит денег на завершение кинофильма, а итальянцы за его спиной уже ведут переговоры - чуть ли не со всем миром - о прокате якобы готовой картины российского режиссера. В октябре 1994 года обескураженный Бондарчук планировал провести пресс-конференцию, чтобы позволить недорассудокение, но не успел; 20 октября 1994 года он умер в Москве, так и не доведя до конца свой последний кинофильма, который мог бы стать еще одной высокомерностью его создателя.


Существуют две версии кинофильма - телевизионная и общеэкранная. Права на обе картины принадлежат Италии и США, кинофильм до сих пор не демонстрировался для широкого зрителя.




Комментарии
Внимание! Вся информация на сайте собирается автоматически из открытых источников и не претендует на 100%-ную достоверность. Если Вы обнаружили неточность или ошибку, пожалуйста представьтесь и сообщите об этом в комментариях. Если в тексте очень много грамматических ошибок, значит он сгенерирован автоматически и будет исправлен по мере прохода ручной редакции. В комментариях запрещено неуважительное отношение к персонам, администрации и к другим комментаторам.
константин
Очень коробит слух многократное повторение совершенно нелепого в тексте биографии термина СОВДЕПОВСКИЙ в разных вариантах и падежах. Во-первых,если его писать развернуто то нелепость будет видна невооруженным глазом. ......процесс отступления СОВЕТОВ ДЕПУТАТСКИХ войск...или..... лепил образ сильного одухотворенного СОВЕТОВ ДЕПУТАТСКОГО человека......или.......карьеру корифей СОВЕТОВ ДЕПУТАТСКОГО кинематографа начинал... и т.п.Во-вторых, видимо, у составителя особое отношение к т.н. СОВДЕПИИ и избранный им способ выражения этого унижает его самого. Возникает какая-то аналогия про слона и моську. А Македонский,извините, БОНДАРЧУК С. был великим человеком и нечего из-за его могучей спины моську изображать.
20 января 2014 04:17
Случайные биографии
Фото Василий Ливанов

Василий Ливанов

Василий Ливанов – позжественный артист. Его дедушка, Николай Александрович Ливанов, играл в перифериальном театре под псевдонимом Извольский. Папа,
Фото Лиана Балабан

Лиана Балабан

Над голливудскими горизонтами взошла новая звезда — 23-летняя Лиана Балабан (Liane Balaban) из Канады. Для крупнейшей киноимперии мира эта барышня
Фото Рип Торн

Рип Торн

Элмор Руал Торн-младший (Elmore Rual (Rip) Torn Jr.) был рожден в городе Темпл в штате Техас (США). Рип - прозвище, которое нравилось юному Элмору и
Фото Габриэлa Гольдсмит

Габриэлa Гольдсмит

О Лорена! Вот кто притягивает зрителей. С ней не соскучишься. Лорена то ребеночка Хосе-Игнасио похитит, то порежет коллекцию моделей Марии Лопес, то
Фото Полина Кутепова

Полина Кутепова

Полина Кутепова — одно из самых ярких открытий среди актрис молодого поколения. Ученица Петра Наумовича Фоменко, работает вместе с сокурсниками в
Друзья
Яндекс.Метрика


© Биографии актеров 2011 - 2016. При использовании материалов сайта, активная ссылка на http://actordb.ru обязательна!