Михаил Ульянов

Фото Михаил Ульянов




Биография Михаил Ульянов


Популярный кинофильм Дмитрия Аужасана 'Все будет ладно' снимали под Питером, в старом доме, большинство обитателей которого были законченными алкоголиками. Наличие съемочной группы беспокоило выпивох меньше всего - восердияния продолжались и днем, и ночью. И лишь единственный раз всегдавеселая компания воздержалась от выпивки - в день, когда на съемки приехал осуществитель одной из главных ролей - Михаил Ульянов. Ради любимого артиста обитатели коммуналок сбросились и купили то, на что в другое время порасходовать деньги было для них равносильно просмотру балета 'Щелкунчик', - громадны букет цветов. А потом подошли к режиссеру и спросили: 'Нам бы это... ну, к Ульянову на секундочку. Можно, а?'


20 ноября Михаилу Александровичу осуществилось 75 лет. Знакомая преподавательница поведала мне, что десятиклассники одной из подмосковных школ свои сочинения на тему 'Человек, которому я верю' посвятили Ульянову. А в Интернете какой-то парень ведет виртуальный дневник, в котором рассказывает о барышнях своей жизни. Так вот одну из своих подружк он онравизовал так: 'Она не знает, кто такой Михаил Ульянов!'


ДРУГОГО такого артиста, которого бы знали и любили все без исключения, вероятно, и не сыскать. Разве не так? Знают Ульянова, конечно же, благодаря кино. 'Добровольцы', 'Дом, в котором я живу', 'Председатель' и 'Простая история', 'Тема', " Бег', 'Ґвататья Карамазовы', 'Сочинение ко Дню Победы', 'Самозванцы', 'Ворошиловский стрелок', 'Антикиллер'- для молодежи.


Говорим 'Жуков' - подрассудокеваем...

НО если говорить открыто, то для большинства из нас Ульянов - в первую очередность это Жуков. В общей непростости роль прославленного полководца он играл на протяжении двадцати пяти лет. Дошло до того, что сегодня лицо Ульянова считают более 'жуковским', чем лицо самого маршала. А в одном из городов России, когда возникла мысль поставить Жукову монумент, здешний скульптор не придумал ничего лучшего, чем лепить воеруководителя с... Михаила Ульянова. Так и стоит теперь на центральной площади бронзовый Ульянов, у подножия которого выбито золотом: 'Великому полководцу Георгию Жукову'.


Когда я поведал об этом самому артисту, он изумился.


- Ни о чем аналогичном не слышал,- говорит Михаил Александрович. - Хотя уже привык к тому, что, приезжая за границу - в Аргентину или даже Китай - слышу: 'О, Жуков приехал'.


Кстати, как это ни покажется необычным, личного знакомства между артистом и маршалом не было. Хотя на роль Жукова утвердил Ульянова... сам Жуков.


- Когда был готов сстоимостьрий, - рассказывает Михаил Александрович, - Георгий Константинович поинтересовался, кто будет играть его. 'Артист Ульянов', - ответили полководцу. 'А-а, Ульянов, знаю-знаю. Я не против', - согласился Жуков. Он ведь был большим театралом и реально знал меня. А вот познакомиться нам так и не довелось. До сих пор очень жалею, что не воспользовался натуральным правом артиста, который играет живущего героя, на знакомство с ним. Когда начинали снимать 'Освобождение', Жуков был очень болен. Позже из-за потока дел я откладывал встречу с ним, да и, открыто говоря, боялся его тревожить. Я так горько сожалею, что жил рядом с легендой, мог подойти к ней близко и не постановился этого сделать!


Но я был на похоронах Жукова. Гроб с телом маршала установили в Центральном доме Советской Армии. Шел проливной дождь. Но никто из пришедших извиниться с Жуковым не обращал на это внимания. Очередность стояла огромнейшая! Я ехал в машине, и милиционеры, отыскивавшиеся в оцеплении, узнавали меня и пропускали.


В августе 46-го...

В ДЕТСТВЕ об артистской профессии Михаил Ульянов, как это нередко водится, и не грезил. В небольшом сибирском городке Тара, где он рос, и театра-то своего не было. Так что лет до пятнадцати мыслей о театре даже не возникало. А позже... Позже в Тару приехал на гастроли тобольский театр, побывав на театральной постановких которого, Ульянов поразмыслил: 'Может, стоит испытать?' Тем более что кое-какой 'опыт' у молодого человека уже имелся: совместно с друзьями Михаил участвовал в художественной самоучастникности, играя в учебных постановках.


Но началась война. Ульянов, родившийся в 1927 году, не подлежал призыву на фронт. В поселок Тара был эвакуирован львовский Театр им. Заньковецкой, режиссер которого Евгений Просветов и порекомендовал Михаилу поступить в омскую театральную студию. 'Стопроцентной гарантии, что вас туда примут, я не даю. Но попробовать стоит',- сказал он шестнадцатилетнему юноше.


- Особенного стремления в артисты у меня не было. Люди этой профессии казались мне чуть ли не иноземцами. Во время войны мать отправляла меня на рынок, где я продавал морковкой. И когда за покупками приходили находящиеся в эвакуации артисты, они выделялись из обыкновенной толпы - и внешне, и даже одеждой, которая, как и у всех, была штопаная-перештопаная, но я этого не подмечал. И вот я постановился поехать в Омск. Во что бы то ни стало на сцену не стремился. Потому, видимо, и постановился уехать из дома, так как вопрос 'поступлю - не поступлю' не был для меня судьбоносным. Когда мать услыхала о моих планах, то смирно сказала: 'Если ты так постановил, я мешать не буду'.


Отучившись много лет в Омске, Ульянов постановил испытать поступить в Москве. В августе 1946 года с небольшим чемоданом он приехал в столицу. Первым делом послался искать студию Алексея Дикого, в которую желал поступить. Не позжеу, что грезил обучаться именно у этого артиста. Легко это была единственная студия в Москве, о которой Ульянов слышал. Но оказалось, что ее давно не существует. В потерянности юный артист попытался поступить в Театральное обучалище им. Щепкина, но прошел только два тура. Кинулся поступать в студию при МХАТе - та же история.


¦еликом отчаявшись, Михаил брел по Арбату и внезапно нос к носу спихнулся со знакомым парнем, который тоже приехал из Омска. Он-то и порекомендовал грядущему художественному руководителю Театра им. Вахтангова испытать свои силы в театральном обучалище при Вахтанговском театре, о котором (обучалище, рассудокеется) парень тогда и понятия не имел. Роман с театром начался: Ульянов был принят и вот уже 56 лет выходит на сцену Вахтанговского.


Первой серьезной работой молодого артиста стала роль Кирова в постановке 'Крепость на Волге'. В Москве представления прошли удачно, и было принято решение показать спектакль в Ленинграде - городе, которым Киров возглавлял в 30-е годы и где его почитали и любили.


- Меня вызвал директор театра и сказал, что нужно поразмыслить о гриме. 'Киров должен быть как реальный. Ты выходишь, а по залу прокатывается: 'Похож!' А дальше уж само пойдет', - говорил он. Однако гример 'Ленкинофильма' трудиться со мной отказался. Я реально был совершенно не похож на своего героя - худющий после голодного студенчества, шея мальчишеская, длинная. Но главное - лицо: лоб, скулы, подбородок ну никак не тащили на кировские. Тогда мы обратились к гримеру с телевидения, и тот согласился. Из пропитанных особым клеем слоев ваты он нарастил мне 'мясо': скулы, щеки, лоб. В конечном счете я был похож на бурундука из папье-маше: круглые щечки, запрятанные в них глазки.


И вот мой выход на сцену. И вдруг все мои наклейки отходят от лица в разные стороны и встают в виде больших ушей. Я не провалился на месте, вероятно, лишь благодаря своим сибирским нервам. За кулисами директор, говоря очень неинтеллигентные слова, сдернул с меня все эти бурундучины, почему и мой следующий выход, судя по всему, произвел эффект: вместо полнощекого человека, оставившего сцену несколько минут назад, изумленному залу явился, пускай такой же мощный духом, но с изможденным лицом юноша.


Позже в ленинградской газете я прочел рецензию, где говорилось, что М. Ульянову, по причине его молодости, еще не все удается в роли такого масштаба.


Отчего Ульянов боялся Ленина?

Артисту позже нередко приходилось играть роли мощных мира сего - и Сталина, и Наполеона, и, рассудокеется, Ленина в постановке 'Человек с ружьем'. На одной из встреч кто-то из зрителей спросил Ульянова: 'Вас в Кремле консультировали, как играть Ленина согласно партийности в искусстве?'


- Нет, один раз только было, - ответил Михаил Александрович. - Когда в те годы театр выезжал за границу (а тогда поехать за границу -это как в рай попасть!), то вызывали к представителю министерства, а изредка и к самому министру, и настраивали. Перед отъездом в Австрию, где мы должны были играть наш репертуар, в том числе пьесу 'Человек с ружьем', министр культуры Фурцева вызвала коллектив, тогдашнего руководителя Рубена Симонова и сказала: 'Вы понимаете, како-ое это ответственное задание! Вы едете в самое логово противника, в средоточие капитализма! 'Принцесса Турандот' - это бессмыслица, игрушки, а вот 'Человека с ружьем' нужно подымать на недосягаемую высоту! Мы должны показать превосходство нашей жизни'. И так далее. 'А кто играет Ленина?' - спросила она. А меня не было, я был на съемке. 'Как? - узнав, что это я, она заорала, говорят, не своим голосом. - Как он смеет играть такие роли, играя Ленина?' А дело в том, что я до того снялся у Басова в 'Тишине', в роли этакого стукача, мерзавца. Ну занятно же! И вот Фурцева была категорически против, чтобы я смел играть невысоких персонажей.


Я видел, как погиб такой прекрасный артист, как Смирнов. Он играл во МХАТе и пришел к такому состоянию, что стал испытывать себя Лениным. Заходил и говорил, картавя: 'Здравствуйте, други!' Он же неживой был. 'Упаси меня Бог', - думал тогда я. И бросился играть стукача! Я играл немало отрицательных ролей. И еще боялся. Боялся Жукова, Ленина - боялся, что с ними я окаменею. Одна из моих милых ролей - это необычно, но это так! - роль, которую я играл с Ирой Купченко в кинофильме 'Без свидетелей'. Персонаж омерзительный, он приходит к своей бывшей жене выпрашивать некую индульгенцию, чтобы ее современный супруг, оказавшийся руководителем моего героя, не прищобучал его ... И занятно, как он юлит, крутится, словно уж на палке! Кого позже только не играл Михаил Александрович! Одна из его последних работ - двухсерийная лента Валерия Ахадова 'Подмосковная элегия', в которой Ульянов играет роль народного артиста СССР Черкасского. И хоть и убеждает он, что Черкасский не имеет с ним ничего общего, отчего-то не до конца в это верится. Ўтоличную квартиру, в различие от своего экранного героя, Ульянов, к счастью, реально не сдает. Но в волнении перед премьерой или взаимоотношениях с внучкой что-то совместное точно есть. 'Вы как с внучкой-то, Михаил Александрович, - спрашиваю, - совместный язык обнаруживаете?' 'Да когда как, - улыбается Ульянов. - Бывает, она меня жизни учит. Говорит мне: 'Ничего ты, дед, не понимаешь. Сейчас все совершенно по-другому'. Кстати, взаимоотношения со временем- это особая тема. Может, не совершенно уместно говорить так применительно к супругчине, но Ульянов невероятно прекрасно постарел. Вероятно, фраза о 'годах, которые богатство' - это о нем. Лет несколько назад в одной из газет я прочел слова Михаила Александровича, обращенные к газетчику: 'Вы что думаете, я за прожитые годы каяться буду? Не дождетесь. Каяться нужно, если бы я лгал. А я не лгал'. А от него ведь реально многие ждали покаяния. Как же - и членом ЦК партии был, и на съездах заседал, и звание Героя Соцтруда имеет. Все вроде так. Вот только каяться-то в чем? В том, что вечно был любим и востребован?


А во власть Ульянов, по его словам, попал невзначай. 'Когда был XXV съезд партии, - говорит Ульянов, - я был рядовым членом партии, в составе делегации районной партийной группы сидел на съезде. Вдруг секретарь нашего райкома говорит мне: знаешь, тебя выдвигают в ревизионную комиссию! Думаю, дело было так. Сидят они кружком и размышляют: доярка у нас есть, слесарь есть, артиста нет! А вот Ульянов - он знаменитый, давайте его. Так я абсолютно невзначай попал в номенклатуру.


Улыбка нерадостного человека

КАК это ни банально прозвучит, но у всякого из нас - свой Ульянов. Дочери артиста, главному художнику приложений нашего Издательского Дома Елене, к примеру, больше всего папа нравится в кинофильме 'Бег' по роману Булгакова.


Самому Михаилу Александровичу наиболее дорог его Егор Трубников из картины 'Председатель'. 'Жаль только, что в последнее время этот кинофильм нечасто показывают', - говорит он.


- А ностальгия по тому времени у вас есть?


- Есть, конечно. И не только у меня. Она от испуга. Мы же жили подпольной жизнью - мясо подпольно по знакомству получали и говорили подпольно. Тогда ведь была система кухонных разговоров, все было в загадке.


Мне тут один артист сказал недавно: 'Слушай, как невесело в театре жить стало. Ни партсобрания нет, ни другеского суда. Побеседовать негде'. Раньше реально такие громы-молнии метали, такие крики. Сейчас никто не кричит. Шипят в основном.


Об Ульянове говорят, что человек он угрюмый и нерадостный. И когда я во время нашей встречи увидел на его лице улыбку, то даже стиснул палец - нужно же, поразмыслил, стоит запомнить: Ульянов улыбнулся. А Михаил Александрович через какое-то время взял и улыбнулся еще раз, а позже и совсем рассмеялся. Однако назвать артиста весельчаком было бы, пожалуй, перебором. Слишком ладно, вероятно, знает Ульянов жизнь, и знание это, как говаривал кто-то из великих, приумножает грусти.


- А себе цену вы знаете, Михаил Александрович?


- Знаю. Должен сказать, что одороживаю себя не на пять с плюсом. Я же живой человек, у меня немало недостатков.




Комментарии
Внимание! Вся информация на сайте собирается автоматически из открытых источников и не претендует на 100%-ную достоверность. Если Вы обнаружили неточность или ошибку, пожалуйста представьтесь и сообщите об этом в комментариях. Если в тексте очень много грамматических ошибок, значит он сгенерирован автоматически и будет исправлен по мере прохода ручной редакции. В комментариях запрещено неуважительное отношение к персонам, администрации и к другим комментаторам.

Случайные биографии
Фото Тимофей Спивак

Тимофей Спивак

В 1976 году окончил ГИТИС (сейчас РАТИ), мастер В.А. Андреев. Будучи студентом начал сниматься в кино. Кинодебютом стала главная роль в кинофильме
Фото Сэлма Хайек

Сэлма Хайек

Сэлма Хайек родилась и выросла в Мексике, в городе с нелегкоговоримым наименованием Коатцокоалкос. В жилах ее отца текла арабская кровь, мать
Фото Роберт Вон

Роберт Вон

Роберт Вон был рожден 22 ноября 1932 года в Манхеттене, но вырос в Миннесоте и с артистских курсов прямиком промаршировал на сьемочную площадку
Фото Юлиан Панич

Юлиан Панич

Окончил Театральное обучалище им. Б. В. Щукина (1954). С 1954 - артист театра имени Ленинского комсомола, в 1955-1957 - Театра-студии киноартиста,
Фото Валентин Зубков

Валентин Зубков

Учился в Армавирской военной авиационной школе (1941-1943). Был пилотом на фронтах Великой Отечественной войны. В кино пришел из художественной
Друзья
Яндекс.Метрика


© Биографии актеров 2011 - 2016. При использовании материалов сайта, активная ссылка на http://actordb.ru обязательна!