Сергей Столяров

Фото Сергей Столяров




Биография Сергей Столяров


Сергей Столяров был рожден 1 ноября 1911 года в деревне Беззубово Тульской губернии в семействе лесника Дмитрия Столярова.


В конце 20-х гг Столяров закончил Первое профтехобучалище в Москве и одно время работал паровозным машинистом на Киевской железной дороге. В вольное время он обучался в театральной студии для рабочих при МХАТе, созданной артистом Алексеем Диким. Артистские способности у Столярова, без колебания, были, потому по окончании студии ему порекомендовали поступать во МХАТ. В 1932 году на приемных экзаменах в известном театре Столяров читал монолог Нила из пьесы М. Горького "На дне". Читал отлично, члены высокой комиссии - а это были К. Станиславский, В. Немирович-Данченко, В. Мейерхольд - приняли решение из пятисот абитуриентов зачислить его в театр.


Между тем в начале 30-х гг удачно складывалась не только творческая жизнь Столярова, но и личная. В 1930 году его призвали на военную службу, и он был распределен в Театр Советской Армии. Там он и познакомился с юный артисткой Ольгой Константиновой (она только что закончила театральные курсы Ю. Завадского). Она припоминает: "Из-за моей учебы откладывалась свадьба. Сережа делал предложения, а я твердо отказывала - мол, я артистка, засупруг не хочу вылезать. Ссорились сильно...


Свадьбы, конечно, у нас никакой не было, в 1931 году их не играли. Погрузил супруг на саночки всю мою имущество, и мы поехали в его комнату-девять метров, без печки, без особенной мебели. К моей маме ездили кушать... До сих пор помню, что у нас было: стол, тахта, книжки, даже шкаф отсутствовал..."


В 1934 году молодого артиста подметил режиссер Александр Довженко и позвал на эпизодическую роль пилота в своем кинофильме "Аэроград". Так состоялся дебют Столярова в кино. Дебют был удачным: статный красавчик Столяров не мог не привлечь к себе внимания. Так оно и произошло. В 1936 году сам Г. Александров без каждых проб позвал артиста на ведущую роль в своем новом кинофильме "Цирк". С этой картины и началась звездная слава киноартиста Сергея Столярова. Его лицо улыбалось с огромных рекламных плакатов, мельтешило в газетах и журналах (кстати, именно благодаря этому кинофильму его после 18 лет разлуки нашли мать и брат Роман). Однако это было "парадное" лицо артиста Столярова. То, что внутри этого 24-летнего красавца проходит драма, связанная с репрессиями 1937 года, знали немногие. А ведь тот год начинался для Столярова весело. Сначала он стал отцом: 28 января у них с Ольгой был рожден сын, которого назвали Кириллом (в дальнейшем он пойдет по стопам отца и с 1956 года будет сниматься в кино). Потом должна была состояться праздничная премьера кинофильма "Цирк". Однако Столяров идти на нее отказался. Что же произошло? Послушаем рассказ ребенка артиста - К. Столярова: "Еще до премьеры кинофильм "Цирк" обрел самую высокую оценку "наверху". А накануне премьеры расстреляли изумительного оператора Владимира Семеновича Нильсена. В те годы подавались расстрельные списки. Расстреливал НКВД, но "кандидатуры"-то подбирались на местах! Раздавался звонок: "У вас есть троцкисты?" Да как не быть троцкистам в самом совдеповском искусстве?! К примеру, Нильсен. Отчего он? Да фамилия у него необычная, к тому же жена - балерина и вдобавок ко всему итальянская подданная. Папа был потрясен гибелью Нильсена. А вокруг все готовились к премьере "Цирка". Специально закупили аппаратуру в Америке, в Парке культуры имени Горького открыли летний кинотеатр. Составляли наградные списки, будто ничего не произошло. И папа не пошел на премьеру, куда позвали только осуществителей главных ролей. Он не обрел орденок и не стал холуем. Кем он был тогда? Мальчишкой 24 лет! Но он не боялся. Чего бояться в своей стране?! Фильм с триумфом прошел по экранам страны. Вероятно, всенародная влюбленность, "приметность" спасли отцу жизнь... За кинофильм "Цирк" папа обрел только зарплату.


В том же году "Цирк" послали на всемирную выставку в Париж. Но отца туда уже не позвали. Кстати, на той же экспозиции была представлена скульптура В. Мухиной "Рабочий и колхозница". Рабочего Мухина лепила с моего отца."


Между тем строптивость Столярова почти не отразилась на его творческой карьере. Один за другим на экраны страны выходят новые кинофильмы с его участием. Так, в 1938-1939 годах он принял участие в кинофильмах А. Роу "Руслан и Людмила" и "Василиса Прекрасная". В 1944 году тот же режиссер позвал его на роль Никиты Кожемяки в картине "Кащей Бесбренный".


Популярность Столярова в народе была огромной. Припоминает его жена О. Константинова: "Вы даже представить себе не можете, насколько Сергей Дмитриевич был популярен. Мы шли по улице - и все с ним здоровались. А когда ехали в метро, я легко неудобно себя чувствовала: Сергей весь в ролях, сидит бубнит себе чего-то, а на нас не смотрит".


Об этом же слова ребенка артиста - К. Столярова:


"Когда мы проходили всей семьей в метро, то девчонки-контролеры метрополитена делали вид, что рвут билет, протягиваемый Столяровым, и оставляли его на память как сувенир. Но своей знаменитостью папа пользовался только во время походов в кинотеатр. В те годы нужно было выстоять огромную очередность за билетами, и когда мы подходили, то по толпе пробегал шепоток: "Смотрите, Столяров!" Узнавали его и билетеры, предлагая пройти бесплатно. Но он вечно приобретал билеты. А когда шли обратно, то непременно обсуждали только что увиденный кинофильм. Так исподволь шло мое воспитание.


Своего мнения папа не навязывал, он желал, чтобы я думал независимо".


Когда началась война, Столяров не мог остаться в стороне и записался на фронт добровольцем. Однако, как и многих его коллег, Столярова вскоре отозвали, мотивируя это решение производственной надобностью. Ўовместно с "Москинофильмом" артист и его семья осенью 1941 года оказались в Алма-Ате. По дороге туда произошел грустный эпизод: у Столяровых украли продуктовые карточки. По тем временам это означало голодную смерть. И тогда Столяров припомнил о своем хобби - ожела, взял на киностудии винтовку и ушел в горы. Его не было сутки, но, когда он возвратился, за его плечами болтался громадны горный козел. Его мяса Столяровым хватило на долгое время - часть его они скушали, часть продали на рынке. Именно на это мясо Столяров выменял у К. Симонова его новую пьесу "Русские люди", которую артист потом поставил на арене местного театра. Все сборы от этого театральной постановки Столяров послал в фонд обороны на танк, который так и назвали - "Русские люди". В признательность за этот поступок артиста ему в Алма-Ату прислал телеграмму сам Сталин.


Несмотря на то что Столяров в те годы считался звездой совдеповского кино, его семья, в различие от других известных семей, жила довольно скромно. По словам К. Столярова:


"Наша семья жила, как держава. Вся жизнь в коммуналке... Мать перешивала мне вещи, так что я ничем не выделялся среди сверстников. Мы жили в Сокольниках: деревянные домишки, шпанистый район, у нас в школе изредка с диктантов милиция с собакой народ забирала. Я ходил, как все мальчишки послевоенной поры, с ножом в кармане...


У отца не было никакой личной имущества, помимо ружья. Ни дачи, ни машины - рюкзак и ружье. Потому изредка мы всей семьей выезжали в какую-нибудь область: Новгородскую, Псковскую, Рязанскую. Жили в брошенных домах. Отцу стабильно сочиняли простые люди письма: "Сергей Дмитриевич, приезжайте к нам, у нас такая охота, рыбалка, сеновал". Он везде был желанным гостем... Папа ходил босиком, в несложный рубахе и штанах. Помню, как-то сельские мальчишки, с которыми я играл, спросили меня, отчего папа не одевается как артист. На мой вопрос он ответил, что мог бы с тросточкой и при бабочке ходить по деревне, но не любит эту показуху, позжеу что он такой же, как и другие люди...


Да и дружил папа в основном с людьми простыми, не из мира искусства. Из артистов у него был только один друг - Борис Бабочкин. Они совместно ездили на охоту. Их дружба продолжалась всю жизнь".


В 1953 году, когда вышел кинофильм "Садко" с Сергеем Столяровым в главной роли, к артисту пришла и международная знаменитость. На кинофестивале в Венеции он обрел первую премию. Однако самого артиста на тот фестиваль не послали по мировоззренческим соображениям. И это при том, что через год французский журнал "Синема" включил С. Столярова в список выдающихся артистов мирового кино, причем от Советского Союза в этом списке он был один. Между тем за границу в тот год Столяров все-таки попал: все с тем же кинофильмом "Садко" он совместно с делегацией поехал в Аргентину.


Рассказывает К. Столяров: "На прием к президенту Хуану Перону полагалось идти во фраке, которого у Отца, естественно, не было, и он надел вышитую российскую рубаху и пиджак песочного цвета. Среди дам в декольте он производил впечатление человека, одетого в индейский костюм. Президент поинтересовался у отца насчет заработка. А у отца была единственная награда-Сталинская премия. Но президенту папа высокомерно ответил, что за всякий кинофильм зарабатывает сто тысяч. А эта единственная премия была разделена на двадцать человек. Перон еще спросил, сколько стоит надетая отцом сорочка. Папа ответил, что она не продается.


Мы с мамой встречали его после поездки. На контрасте с Аргентиной папа как бы впервые увидел нашу жизнь. А я был в перешитом старом пиджаке и шапке-кубанке. Вероятно, это было ужасное представление. И папа сказал матери: "Как ты его одеваешь?" Как? Мы вечно так жили, и я вечно так одевался..."


Между тем в 50-х годах Столяров снялся еще в двух знаменитых кинофильмах: в 1956 году на экраны вышел первый совдеповский широкоформатный кинофильм "Илья Муромец", в котором артист сыграл роль Алеши Поповича (этот кинофильм вошел в Книгу рекордов Гиннесса - в нем участвовало 106 тыс. боец-статистов и 1100 лошадей), а в 1957 году- "Тайна двух океанов", где артист сыграл роль капитана совдеповской подводной лодки. Таким образом, галерея позитивных образов была продолжена артистом и в этих кинофильмах.


В 1958 году Столяров стал членом КПСС. В 1960 году его семья нафинал-то обрела ордер на новую трехкомнатную квартиру. Столяров тогда играл в Театре киноартиста, в кино почти не снимался. Еще в 1958 году совместно с женой, сыном и его мужой Н. Головиной Столяров создал творческую группу, которая гастролировала по стране. Они читали стихи, прозу, играли сценки из разных водевилей. Так они сами "загружали" себя работой. Ўходным образом тогда пострухнули и другие киноартисты: М. Бернес, С. Мартинсон, М. Кузнецов.


Почти не снимался в кино Столяров и в 60-е годы. Тогда на экранах страны появилось всего лишь две картины, где артист сыграл крупные роли: "Человек изменяет кожу" (1965) и "Туманность Андромеды" (1967). Последний кинофильм даже обрел особый приз на конценте в Триесте в 1968 году. Столяров в этом кинофильме сыграл свою последнюю (тоже главную) роль в кино. Именно малая занятость в кино разрешила руководителям Театра киноартиста, где он работал, выдвинуть против Столярова обвинение, что он не исполняет положенную норму. За это его и его жену уволили из театра. Этот скандал серьезно подорвал здоровье артиста, вскоре он серьезно захворал. 9 декабря 1969 года он умер.


Рассказывает К. Столяров: "Я попросил скульптора Славу Клыкова сделать отцу монумент. Славе нужен был двухметровый белый камень: он считал, что папа был российским, ясным человеком, потому ничего лучше мячковского камня не придумать. Я опрокинул всю Москву - не нашел. И тут мне сказали, что в одном переулке ломают часовенку. Схватил такси и, не доверитсяе, приехал... к себе домой, туда, где всю жизнь жила наша семья, к Покровскому собору.


Вот от той разобранной часовенки и стоит на могиле отца камень..."




Комментарии
Внимание! Вся информация на сайте собирается автоматически из открытых источников и не претендует на 100%-ную достоверность. Если Вы обнаружили неточность или ошибку, пожалуйста представьтесь и сообщите об этом в комментариях. Если в тексте очень много грамматических ошибок, значит он сгенерирован автоматически и будет исправлен по мере прохода ручной редакции. В комментариях запрещено неуважительное отношение к персонам, администрации и к другим комментаторам.
Назаров Г. Т.
Я также очень ценю творчество Сергея Столярова. Мне довелось встретиться с ним на киносъёмках в Ялте в фильме "Илья Муромец". Мы все ялтинцы из массовки готовы были с ним сфотографироваться, получить ценный автограф. За мной несколько дней бегала ялтинская медсестра, чтобы я сфотографировал её с ним. И я выбрал момент и сфотографировал их на фоне Ялты, а также и первого прокурора города после освобождения Ялты от фашистов И.С. Карамазина (я постоянно носил с собой фотоаппарат и эти снимки сохранил.30 января 2014 года.
30 января 2014 22:39

Случайные биографии
Фото Марк Дакаскос

Марк Дакаскос

В российский прокат вышел «Кочевник» — исторический блокбастер Сергея Бодрова-старшего о том, как в XVIII веке казахские племена объединились под
Фото Харви Кейтель

Харви Кейтель

Харви Кeйтель был рожден в Нью-Йорке, в бруклинском районе Брайтон - Бич (штат Нью - Йорк, США). Учился в Артистской студии в Нью -Йорке. Харви
Фото Кит Кэррадин

Кит Кэррадин

Учился в Колорадском универе, был артистом в театре, в том числе участвовал в известном мюзикле «Волосы». С 1971 — артист кино в кинофильме «Маккейб
Фото Джон Гилгуд

Джон Гилгуд

Гилгуд (Gielgud) Джон (14. 04. 1904), британский артист, режиссер. Родился в Лондоне. Будучи по маминой линии отпрыском известного артистского клана
Фото Александр Пятков

Александр Пятков

Александр Александрович Пятков. Тяга к арене у юного Саши Пяткова была нанастолькоко велика, что он уговорил маму устроить его в Большой театр
Друзья
Яндекс.Метрика


© Биографии актеров 2011 - 2016. При использовании материалов сайта, активная ссылка на http://actordb.ru обязательна!