Андрей Ростоцкий

Фото Андрей Ростоцкий




Биография Андрей Ростоцкий


Родился 25 января 1957 года. Папа – Ростоцкий Станислав Иосифович (1922–2001), кинорежиссер, всенародный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственных премий. Мать – Меньшикова Нина Евгеньевна (1928 г. рожд.), артистка, народная артистка России, лауреат Государственной премии СССР. Супруга – Ростоцкая Марианна Альбертовна (1963 г. рожд.), педагог, киновед, кандидат искусствоведения, член Союза кинематографистов России. Дочка – Ольга (1989 г. рожд.).


«Сын известных кинематографистов» – с этого начиналась еле-еле ли не каждая публикация о нем. Что это значит? Сколько их, детей известностей, погибших в дебрях авторитетных тусовок. Талантливых, но блеснувших на миг, не выдержав соперничества с именами своих родителей. Талант – у многих, а вот способность и желание идти в той же области личным путем, зачастую целенаправленно выделито «не отцовским», и воля сделать это – не у всех. И не вечно знаменитый и популярный родитель может похвастаться тем, что однажды ему сказали: «А! так вы его папа?»


Андрей Ростоцкий не крухнулся в родительской славе. О детстве и юности шутил: «У меня ситуация была, как в одном учебном сочинении: «Пушкин был рожден у бабки в деревне, в то время как его мать с отцом были в Петербурге». Считает, что очень многим обязан бабке Татьяне Григорьевне – маминой маме, которая забрала мальчугана к себе. Любила она Андрюшу до самозабвения, рада бы баловать барчука, да где там: нужно содержать в порядке деревянный дом в Богородском. У самой сын-подросток. И Андрюша помогал бабке: колол дрова, носил воду, чинил, ремонтировал, строил – в общем вся супругская работа на нем да на дяде чуть постарше его. А в вольное время бабка читала ему Пушкина, своего кпомира, биографию которого она знала по дням, по минутам. Она и воспитала внука так, что XIX век для него насовсем стал милее и ближе XX-го. Романтизм, благородство, достоинство, представления о чести – это не только дворянские гены отца (прадед Андрея был реальным статским советником, юристом, за отказ участвовать в процессах политзаключенных был сослан из Петербурга в город Алапаевск; дед окончил врачебный факультет Ўтоличного универа, участвовал в Первой мировой войне), это еще и духовная атмосфера, созданная этой негромкой, скромной, трудолюбивой, доброй, интеллигентной дамой из рабочего поселка.


Андрей окончил британскую спецшколу. Опека родителей о учебных успехах юноши кончилась невезухной попыткой мамы доказать, что два плюс три – пять. Больше в уроки никто не вникал, и можно было обучаться тому, что занятно. Некогда всего британскому – способности делали это занятие приятным, а также истории и литературе. Истина, преподавательница литературы не вечно была довольна его успехами. Как же! Имеет свое мнение, которое к тому же не совершенно совлетит с тем, что сочинялось в учебниках. На отметки Андрей обращал мало внимания, рано почувствовав, что «немалознание уму не научает». Он обрел хорошее гуманитарное образование именно позжеу, что обучался осмысленно, не зубрил в школе все подряд, а впитывал необходимое. Самостоятельность и тут сыграла свою роль, его кумиром стал Лермонтов – поэт демонический, твердый и, может быть, трагический. Ему был близок лермонтовский романтизм, его отношение к даме.


Родители считали, что благодаря своим человеческим качествам Андрей может стать дипломатом или отменным хирургом: в семействе была мощная медицинская традиция. С его «мыслящими руками» были и другие стабильные и верные перспективы. О карьере в кино думать боялись: даже если способн, итог может быть самым рёвевным. Но... Первый раз Андрей попал на съемочную площадку с мамой – она играла ведущую роль в кинофильме «Хуторок в степи» Б. Бунеева и тогда была изумлена, какие точные подсказки делает ее 10-летний сын мальчугану, снимавшемуся в кинофильме. Позже, в 14 лет, поехал с отцом на съемки кинофильма «А зори тут спокойные» и там увлеченно участвовал в процессе, помогая постановщикам, реквизиторам, пиротехникам. Тогда-то и постановил: будет трудиться кем угодно, но только в кино. Он понял, что это ЕГО образ жизни.


На режиссерский факультет в свои 16 лет Андрей пойти не осмелился. Заканчивая 9-й класс, узнал, что во ВГИКе С.Ф. Бондарчук объявляет дополнительный комплект мальчуганов в артистскую мастерскую. Для показа выбрал «Зодчих» Кедрина, «Егорушку» Цветаевой и прозу Виктора ¤иналкого. Когда Бондарчук позвонил Ростоцкому-старшему сообщить, что сын ему понравился, тот отхватил: «Если ты будешь колебаться в нем, то лучше не порти жизнь ребенку!» Андрей был зачислен свободным слушателем и, продолжая обучаться в школе, мог посещать занятия по нарочности и в институте. Судьба должна была постановиться после 1-го курса. И она постановилась. В это время его позвали к Илье Фрэзу в кинофильм «Это мы не проходили», а Бондарчук утвердил на роль ефрейтора Кочетыгова в картине «Они сражались за Родину» (1975).


Его первая роль в кино стала и его первым трюком. Это запоминающийся эпизод в кинофильме: танк наезжает на окоп, в котором обнаруживается боец, и разворачивается на месте, сровняв окоп с землей: герой Андрея бросает в него бутылку с зажигательной смесью и погибает. После боя Лопахин (артист В. Шукшин) оплакивает его смерть. Спустя гладко четверть века Андрей встретится с такими героями в телекинофильме «Моя война» (120 серий, режиссер А. Аравин, 2000, демонстрировался на канале ТВЦ), в котором фронтовики будут повествовать о реалиях войны, а артист выступит в качестве ведущего.


Первая главная роль Андрея также не прошла незамеченной – в кинофильме И. Фрэза он сыграл старшеклассника, отстаивающего неподневольность личного мнения, борющегося за свою влюбленность. Знаменитый историк детского кино К.К. Парамонова говорила тогда, что бесспорной удачей кинофильма стал именно живой индивидуальный нрав молодого человека на фоне стандартизированных, лакированных учеников и учителей юношеского кино тех лет.


Современные герои Ростоцкого в дальнейшем появились в кинофильмах: «На край света» (Владимир Пальчиков, режиссер Р. Нахапетов, 1975), «Запасной аэровокзал» (Митя Соловьев, режиссер И. Гурин, 1976), «Василий и Василиса» (Петр, режиссер И. Поплавская, 1981), «Истина лейтенанта Климова» (Павел Климов, режиссер А. Дашкевич, 1981), «Свадебный подарок» (Андрей, режиссер А. Игишев, 1982), «Внимание! Всем постам» (Виктор Кольцов, режиссер И. Вознесенский, 1985), «Прорыв» (Дмитрий Мартынов, режиссер Д. Светозаров, 1986), «Где ваш сын?» (Виктор Кольцов, режиссер И. Вознесенский, 1986), «Перехват» (мичман Бахтеев, режиссер С. Тарасов, 1986), «Черный океан» (Галактионов, режиссер И. Соловов, 1997) и др.


Его герои – это личности, волевые, самостоятельные, целеустремленные, пытающиеся жить высокими идеалами и душевными ценностями. Зачастую они задумывались в совдеповском кино как примеры для подражания, образцы, к которым должна стремиться молодежь. И все же артисту удавалось измчаться схематичности, поверхностной позитивности. Зритель любил его целеустремленных голубоглазых красавцев, мысли которых не расходились с делом. Ему же дороже были более непростые нравы. Лермонтовский дух почувствовал он в сстоимостьрии отличного драматурга Е. Григорьева «Серебряные озера» (режиссер Б. Бунеев, 1989), хотя сюжет этого нынешного произведения повторял пушкинского «Евгения Онегина» и сстоимостьрий первоначально назывался «Татьяна». Но Андрей нашел в нраве героя печоринский драматизм: внутренняя неудовлетворенность реальностью рождала нетерпимость, юношескую жестокость, замкнутость, герой создавал себя через мучения других.


В пространстве исторического масштаба более всего реализуется артистское дарование А.С. Ростоцкого. Роль Николки Турбина в телекинофильме В. Басова «Дни Турбиных» (1976) открыла галерею персонажей, посвятивших свою жизнь служению Отечеству, возвышенных и аристократичных, считающих свободу главной ценностью и готовых вернуть за нее жизнь. Андрей сыграл поручика Губенко в кинофильме Ю. Борецкого «Господин гимназист» (1985), поручика Карельцова в картине В. Новака «В Крыму не вечно лето» (1987), князя в «Очарованном необычнике» (режиссер И. Поплавская, 1990), графа Николая Шереметева в «Графине Шереметевой» (режиссер Т. Павлюченко, 1993). Его героями стали: Аркадий Гайдар в кинофильмах «¤инал императора тайги» (режиссер В. Саруханов, 1977), «Остаюсь с вами» (режиссер И. Вознесенский, 1981) и «Лето на память» (режиссер Ю. Кузьменко, 1987), Иван Каляев – «Особенных примет нет» (режиссер Б. Бобровский, 1978) и «Николай Подвойский» (режиссер Ю. Борецкий, 1987), Всеволод Сибирцев – «Владивосток, год 1918-й» (режиссер Э. Гаврилов, 1982), Олеко Дундич – «Первая Конная» (режиссер В. Любоумнов, 1983). В 1983 году вышел кинофильм «Непобедимый» (режиссер Ю. Борецкий) об учредителе борьбы самбо Анатолии Харлампиеве, вызвавший волну увлечений этим видом единоборства.


Звездной ролью артиста стал Денис Давыдов в кинофильме «Эскадрон гусар летучих» (режиссеры Н. Хубов, С. Степанов, 1980). И с тех пор для многих зрителей этот образ ассоциируется именно с Андреем Ростоцким. Ростоцкий был приглашен в эту картину как артист, типологически подобающий виду офицера того времени. Андрей уже и тогда отлично ездил верхом и мог обращаться с морозным оружием. Но он пришел в съемочную группу с крепкой твердостью играть ведущую роль. Его настойчивость произвела впечатление на Н. Хубова. Помимо того, Андрей оказался «быстро обучаемой системой». Французский язык, танцы, основы игры на гитаре – все это кроме дополнительных уроков по фехтованию и верховой езде заходило в его работу над ролью. Последнюю точку поставил отличный художник-гример Владимир Гражданкин. После просмотра кинофильма «Эскадрон гусар летучих» французский кинорежиссер Кристиан Жак – постановщик «Фанфан-тюльпана» назвал его российским Жераром Филиппом. Польская пресса сочиняла: «Андрей Ростоцкий в российском кинематографе то же, что Даниэль Ольбрыхский в польском». Киновед Ю. Тюрин отмечал, что Ростоцкий «играет с каким-то радостным темпераментом, азартно... Персона Давыдова, обаятельная и супругественная, рапрячется в сабельном бою, в конной гонке, в дружеском занастолькое, в декламации снегромков, даже черной меланхолии, припадках хандры. Это нрав с необрезанными крыльями, справедливый и чувствительный, неистовый и высокомерный».


Особенное место в череде исторических персонажей Ростоцкого занимает роль последнего российского императора Николая II, которого он сыграл в 6 кинофильмах: «Европа танцевала вальс» (режиссер О. Вавра, ЧССР, 1988), «Запрещенные люди» (режиссер Г. Панфилов, 1988), «Воспоминания о супруге» (режиссер В. Ланской, 1989), «Раскол» (режиссер С. Колосов, 1991), «Сны» (режиссер К. Шахназаров, 1993), «Жизнь и смерть Петра Столыпина» (режиссер В. Хотулев, 2001). Даже в слабом Ростоцкий пытается найти силу, он пишет: «Некогда всего желалось бы растолковать поведение нашего якобы безвольного и лицемерного монарха его влюбленностью к жене, детям и желанием соберечь семью пускай даже ценой потери короны. Пожалуй, единственным его реальным, супругским поступком был тот, когда он огласил императору, без ведома которого ни одна пушка в Европе не могла пальнуть, супругчине, способному сломать руками древко алебарды, отцу, которого он любил и почитал, что его женой станет только она – Алиса Гессенская, и настоял на своем».


В начале 1990-х, казалось, его ясным романтическим героям нет места на экране. Кинематограф требовал изменения образ. И появилась роль нынешного восточного убийцы в лирическом «истерне» А. Карпыкова «Тот, кто нежнее» (1996), на премьере которого киновед К.М. Исаева обратила внимание: «Он так увлеченно играет; такое впечатление, что этой роли он ждал всю жизнь». Его Рамазан, алчный, коварный, изуверский, но исполненный восточного достоинства, мог бы повторить фразу ницшевского Заратустры: «Хуже всего небольшие мысли. Поистине, лучше уж совершить злое, чем поразмыслить мелкое!»


В 1987 году на Киностудии М. Горького Ростоцкому предложили испытать себя в режиссуре. В качестве литературной основы для своего краткометражного кинофильма «Искатель похождений» он выбрал повесть А. Грина «Синий каскад Теллури». В 1989 году в телеобъединении «Экран» снял свою версию «Зверобоя» Ф. Купера. В 1991 году поведал зрителю о работе в кино созданной им трюковой группы, поставив кинофильм «Ўупругская компания», учрединный на настоящих фактах его биографии. Драматургия кинофильма была подсказана ему картиной америкосского режиссера Ричарда Раша «Трюкач». Демонстрировавшийся в кинотеатрах Москвы кинофильм «Ўупругская компания» за неделю проката вышел на второе место по рейтингу после америкосского «Настоящего киногероя». Критика сочиняла: «Картина вышла внезапно светлая и чистая на зловеще черном фоне отечественного кинематографа. Что существенно, в ней есть здоровый юмор и живые полнодорогие герои, реальные супругчины, с которыми хочется дружить».


Так слобучалось, что почти все хобби и увлечения Ростоцкого становились со временем высокопрофессиональным занятием. Начав сниматься в кино, он постановил мочь все, что должен делать его герой: прыгать, фехтовать, биться, осиливать немыслимые препятствия. С 1970-х гг А. Ростоцкий высокопрофессионально увлекался трюками в кино. Он не только сам работал без дублера, но и в кинофильмах «И на камнях растут деревья», «Тот, кто нежнее» и других выструхнул в качестве постановщика трюковых сцен и боев. Владея всеми навыками трюковой работы в кино, наибольшее предпочтение он отдавал конным трюкам (кандидат в мастера по конному троеборью – это звание было приобретено им во время прохождения воинской службы в Особом кавалерийском полку), а также разным видам боевых искусств. В 1998 году стал победителем скачки на приз имени Венедикта Ерофеева «Ўтолица–Петушки» на Центральном столичном ипподроме (дистанция 400 метров). Являлся одним из оптимальных спецов по сдорожическому фехтованию на историческом оружии. С 1994 года преподавал сдорожический бой и фехтование в Институте нынешных искусств, а в 2000 году стал вести в этом институте и занятия по артистскому мастерству. В 2001 году назначен главным режиссером конного театра «Каскадер» (художественный начальник – Мухтарбек Кантемиров). В 2000–2001 годах снимался в кинофильмах «Спасатели» (режиссер О. Фомин), «Дальнобойщики» (режиссер Ю. Кузьменко), «Дронго» (режиссер З. Ройзман), «Дуэль для фаталистов» (режиссер О. Фомин).


А. Ростоцкий – заслуженный артист России, Почетный кинематографист России, лауреат премий Ленинского комсомола, Комитет госбезопасности СССР, МВД СССР, удостоен серебряной медали имени А. Довженко, почетного знака ЦК ВЛКСМ «Трудовая доблесть», медали «В память 850-летия Москвы». Он был членом жюри Ўтоличного международного фестиваля каскадеров «Прометей-2000», председателем Оргкомитета фестиваля «Золотой клык», членом Союза кинематографистов России.


Изучение российской истории, в личности истории армии и российского офицерства, влюбленность к оружию и боевым искусствам установили его участникность на телевидении. С 1995 года А. Ростоцкий участвовал в создании историко-публицистических передач о российской и русской армии: в 1995–1996 годах основной режиссер передач «Аты-баты...», с 1998 года – ведущий военно-исторического журнала «Вижу цель» (телеканал «Культура»). В том же качестве снимался в телекинофильмах «Право на поле брани» (1999), «Оружие державы» (2000) и «Снайперы» (2000). С февраля 2001 года был ведущим программы «Служу России» на канале ОРТ.


Папа – заядлый рыболов – привил свою увлеченность сыну. Но для Андрея и это занятие стало почти профессией: в 1998 году он вел на телевидении передачу «Мир рыболова». На соревнованиях по рыбной ловле выструхнул за команду «Спартак». Свою страсть к путешествиям в экстремальных условиях он также сориентировал в высокопрофессиональное русло. До этого главный закон «Инструкции по эксплуатации жизни» – «предвидеть, по вероятности – игнорировать, при нужности – действовать» – вечно был принципом его работы на съемочной площадке. С 1997 года Андрей Ростоцкий был инструктором транснациональной школы выживания «VITALIS», заместителем генерального директора Фонда российских экспедиций и путешествий. Ўовместно с учредителем школы знаменитым российским путешественником Виталием Сундаковым он провел экспедицию по крымским пещерам «В поисках следов киммерийской цивилизации», о чем в 1997 году кинокомпанией НТВ был снят кинофильм. В 1998 году пересек на автомобиле США «из угла в угол» (Нью-Йорк – Техас – Сан-Франциско).


И еще Андрей владел ремеслом столяра-краснодеревщика: в доме вся мебель сделана его руками. Владел он и тоненьким искусством изготовления трубок и мундштуков.


Андрей Ростоцкий погиб 6 мая 2002 года при поиске места для съемок




Комментарии
Внимание! Вся информация на сайте собирается автоматически из открытых источников и не претендует на 100%-ную достоверность. Если Вы обнаружили неточность или ошибку, пожалуйста представьтесь и сообщите об этом в комментариях. Если в тексте очень много грамматических ошибок, значит он сгенерирован автоматически и будет исправлен по мере прохода ручной редакции. В комментариях запрещено неуважительное отношение к персонам, администрации и к другим комментаторам.
Светлана
Очень жаль, что так рано ушел замечательный человек
13 декабря 2013 23:10
Милослава
Очень много орфографических ошибок. Теряется смысл, если можно, отредактируйте, пожалуйста.
3 апреля 2014 00:39
galina
Андрей Ростоцкий всегда вызывал у меня восхищение. Все его герои были очень мне близки по своей сущности. С его гибелью я потеряла очень дорого мне человека. Одна надежда на то, что ему там хорошо! Андрей, тебя очень не хватает!!!
5 августа 2014 21:09
Случайные биографии
Фото Наталья Андрейченко

Наталья Андрейченко

НАТАЛЬЯ АНДРЕЙЧЕНКО известна помимо прочего еще и тем, что не дает бесплатных интервью. И о личной жизни героиня «Сибириады», «Военно-полевого
Фото Йен Бяо

Йен Бяо

Еще в детстве он пытался имитировать артистов пекинской оперы, которых он видел. Обыкновенную школу он презирал, и в итоге был отдан в школу
Фото Геннадий Фролов

Геннадий Фролов

Всенародный артист Российской Федерации Геннадий Фролов после окончания в 1959 году Школы-студии МХАТ работал в Ўтоличном Художественном
Фото Кристофер Рив

Кристофер Рив

РИВ (Reeve) Кристофер был рожден 25 сентября 1952г. в Нью-Йорке, США, америкосский артист. Его мать Барбара Джонсон немало лет работала репортером
Фото Харви Фирстайн

Харви Фирстайн

Харви Фирсзагадк был рожден в Бруклине, Нью-Йорк, в семействе производителя носовых платков и учебной библиотекарши. Харви вечно грезил стать
Друзья
Яндекс.Метрика


© Биографии актеров 2011 - 2016. При использовании материалов сайта, активная ссылка на http://actordb.ru обязательна!